Абрахам Маслоу (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Широко известна «пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности.
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
Абрахам Маслоу
ВВЕДЕНИЕ
В этой главе я попытаюсь сформулировать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла бы теоретическим требованиям и вместе с тем соответствовала бы уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Моя теория во многом опирается на клинический опыт, но в то же самое время, как мне представляется, достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Я склонен назвать эту теорию холистическо-динамической по названиям интегрированных в ней подходов.
БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические потребности. За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами (drives). В настоящее время мы стоим перед необходимостью пересмотреть устоявшееся представление об этих потребностях, и эта необходимость продиктована результатами последних исследований, проводившихся по двум направлениям. Мы говорим здесь, во-первых, об исследованиях в рамках концепции гомеостаза, и, во-вторых, об исследованиях, посвященных проблеме аппетита (предпочтения одной пищи другой), продемонстрировавших нам, что аппетит можно рассматривать в качестве индикатора актуальной потребности, как свидетельство того или иного дефицита в организме.
Андрей Булатов
Научный теизм за отправную точку берёт два вида базовых потребностей: физиологические потребности и психофизиологическая потребность. Психофизиологическая потребность заключается в необходимости поддерживать определённое активное состояние организма (сознание) даже тогда, когда он не испытывает голода, полового влечения, отсутствует страх перед окружающими условиями. У человека психофизиологическая потребность первостепенна, без удовлетворения которой начинаются заболевания нервной системы и организма в целом, поэтому она удовлетворяется даже в ущерб физиологическим потребностям. Человек даже обрекает себя на голод, чтобы поддерживать активность центральной нервной системы.
С целью поддержания сознания люди издревле нарушают объективность восприятия, выдумывая бытие всевозможных сверхъестественных сил. Страх перед таинственными мирами разогревает воображаемые образы, наполняет психику необходимой энергетикой.
Удовлетворение психофизиологической потребности – это не только увеличение активности нервной системы и гормональных желез, но и уменьшение его. Если страх усиливает активность, то вера оказывает ослабевающее действие.
Абрахам Маслоу
Концепция гомеостаза предполагает, что организм автоматически совершает определенные усилия, направленные на поддержание постоянства внутренней среды, нормального состава крови. Кэннон [4] описал этот процесс с точки зрения: 1) водного содержания крови, 2) солевого баланса, 3) содержания сахара, 4) белкового баланса, 5) содержания жиров, 6) содержания кальция, 7) содержания кислорода, 8) водородного показателя (кислотно-щелочной баланс) и 9) постоянства температуры крови. Очевидно, что этот перечень можно расширить, включив в него другие минералы, гормоны, витамины и т.д.
Андрей Булатов
Надо принять во внимание, что нарушение постоянства внутренней среды обуславливается не только внешними стимулами. Происходит постоянное спонтанное нарушение, в результате которого запускаются механизмы гомеостаза.
Абрахам Маслоу
Проблеме аппетита посвящено исследование Янга [16, 17], он попытался связать аппетит с соматическими потребностями. По его мнению, если организм ощущает нехватку каких-то химических веществ, то индивидуум будет чувствовать своеобразный, парциальный голод по недостающему элементу, или, иначе говоря, специфический аппетит.
Андрей Булатов
С целью пробуждения активности организма человек может искусственно создавать аппетит, в результате которого и происходит избыточное потребление пищи, ожирение.
Абрахам Маслоу
Вновь и вновь мы убеждаемся в невозможности и бессмысленности создания перечней фундаментальных физиологических потребностей; совершенно очевидно, что круг и количество потребностей, оказавшихся в том или ином перечне, зависит лишь от тенденциозности и скрупулезности его составителя. Пока у нас нет оснований зачислить все физиологические потребности в разряд гомеостатических. Мы не располагаем достоверными данными, убедительно доказавшими бы нам, что сексуальное желание, зимняя спячка, потребность в движении и материнское поведение, наблюдаемые у животных, хоть как-то связаны с гомеостазом. Мало того, при создании подобного перечня мы оставляем за рамками каталогизации широкий спектр потребностей, связанных с чувственными удовольствиями (со вкусовыми ощущениями, запахами, прикосновениями, поглаживаниями), которые также, вероятно, являются физиологическими по своей природе и каждое из которых может быть целью мотивированного поведения. Пока не найдено объяснения парадоксальному факту, заключающемуся в том, что организму присущи одновременно и тенденция к инерции, лени, минимальной затрате усилий, и потребность в активности, стимуляции, возбуждении.
Андрей Булатов
Помимо гомеостатических потребностей, необходимо рассматривать потребность в реализации рефлексов, которые заложены в генетической информации. Нейроны, ответственные за эти рефлексы, спонтанно пробуждаются и инициируют соответствующее поведение.
Потребность в специфических ощущениях есть потребность сохранения определённого сознания. Примитивное сознание имеется у собаки, сующей голову для поглаживания, равно и верующий с целью сохранения сознания склоняет голову перед иконой.
Лень, неподвижность, медитация – это путь к вдохновению. Вдохновение – наивысшая активность организма, управляемое стрессовое состояние, мобилизующее все интеллектуальные и энергетические ресурсы.
Активность может осуществляться на уровне коры больших полушарий, но эта активность слабая, от неё быстро устаёшь. Для вдохновения необходима медитация, которая мобилизует активную работу всех подкорковых структур мозга.
Абрахам Маслоу
Физиологическую потребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила. Позыв специфичен и имеет вполне определенную соматическую локализацию. Позывы почти не взаимодействуют друг с другом, с прочими мотивами и с организмом в целом. Хотя последнее утверждение нельзя распространить на все физиологические позывы (исключениями в данном случае являются усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо в отношении классических разновидностей позывов, таких, как голод, жажда, сексуальный позыв.
Считаю нужным вновь подчеркнуть, что любая физиологическая потребность и любой акт консумматорного поведения, связанный с ней, могут быть использованы для удовлетворения любой другой потребности. Так, человек может ощущать голод, но, на самом деле, это может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности. И наоборот, не секрет, что стаканом воды и парой сигарет можно на некоторое время заглушить чувство голода.
Андрей Булатов
Если потребность отсутствует в сознании, то она и не будет ощущаться. И действительно, можно стаканом воды, парой сигарет, ритуальным действием сделать запись в сознании, что потребность удовлетворена, хоть и гомеостаз по-прежнему будет нарушен.
Абрахам Маслоу
Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности — самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
Андрей Булатов
Я, Андрей Булатов, буду оспаривать этот факт! Когда у человек есть проблемы в организме, то он, наоборот, ещё больше стремится к духовности, чтобы посредством духа их решать, посредством сильной активности центральной нервной системы. В голодном мире больше любви, уважения, сплочённости у людей, нежели в сытом обывательском мире. Обыватели сами признают, что любви нет, а точнее среди них.
Абрахам Маслоу
Если все потребности индивидуума не удовлетворены, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком; в этом случае для характеристики такого человека достаточно будет сказать, что он голоден, ибо его сознание практически полностью захвачено голодом. В такой ситуации организм все свои силы и возможности направляет на утоление голода; структура и взаимодействие возможностей организма определяются одной-единственной целью. Его рецепторы и эффекторы, его ум, память, привычки — все превращается в инструмент утоления голода. Те способности организма, которые не приближают его к желанной цели, до поры дремлют или отмирают. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе. Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды. Он мечтает только о еде, он вспоминает только еду, он думает только о еде, он способен воспринять только вид еды и способен слушать только разговоры о еде, он реагирует только на еду, он жаждет только еды. Привычки и предпочтения, избирательность и привередливость, обычно сопровождающие физиологические позывы, придающие индивидуальную окраску пищевому и сексуальному поведению человека, настолько задавлены, заглушены, что в данном случае (но только в данном, конкретном случае) можно говорить о голом пищевом позыве и о чисто пищевом поведении, преследующем одну-единственную цель — цель избавления от чувства голода.
Андрей Булатов
В качестве примера можно взять тюрьмы, где нет удовлетворения ни в свободе, ни в половом влечении, а также и зачастую ни в хлебе. И вот одни заключённые очень даже следят за опрятностью одежды, занимаются изделиями, рисуют, сочиняют красивые песни. И, конечно, есть заключённые со слабой духовностью, которые думают только о еде, хотя и могут быть вполне сытыми. Эти заключённые даже без насилия над ними готовы за пачку сигарет, за пачку чая выполнять любые действия: убирать туалет, оказывать сексуальную услугу.
Абрахам Маслоу
В качестве еще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственной потребности, можно назвать специфическое изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи, как любовьЛюбовь есть гормональное состояние организма, позволяющее психике убить собственное Эго ради личностного развития человека. More, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: «Любовью сыт не будешь». О голодном нельзя сказать: «Не хлебом единым жив человек», потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом.
Андрей Булатов
Христиане на протяжении многих веков сознательно постятся, голодуют, чтобы думать не о хлебе, а о небесных сокровищах. И, получая эти небесные сокровища, человек получает просветление, гибкий разум, с которым легко находит пути, как добыть хлеб, земные сокровища.
Абрахам Маслоу
Приведенный мною пример, конечно же, относится к разряду экстремальных, и, хотя он не лишен реальности, все-таки это скорее исключение, нежели правило. В мирной жизни, в нормально функционирующем обществе экстремальные условия уже по самому определению — редкость. Несмотря на всю банальность этого положения, считаю нужным остановиться на нем особо, хотя бы потому, что есть две причины, подталкивающие нас к его забвению. Первая причина связана с крысами. Физиологическая мотивация у крыс представлена очень ярко, а поскольку большая часть экспериментов по изучению мотивации проводится именно на этих животных, то исследователь иногда оказывается не в состоянии противостоять соблазну научного обобщения. Таким образом выводы, сделанные специалистами по крысам, переносятся на человека. Вторая причина связана с недопониманием того факта, что культура сама по себе является инструментом адаптации, и что одна из главных ее функций заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых индивидуум все реже и реже испытывал бы экстремальные физиологические позывы. В большинстве известных нам культур хронический, чрезвычайный голод является скорее редкостью, нежели закономерностью. Во всяком случае, сказанное справедливо для Соединенных Штатов Америки. Если мы слышим от среднего американца «я голоден», то мы понимаем, что он скорее испытывает аппетит, нежели голод. Настоящий голод он может испытать только в каких-то крайних, чрезвычайных обстоятельствах, не больше двух-трех раз за всю свою жизнь.
Андрей Булатов
Выводы, сделанные специалистами по крысам, ни в коем случае нельзя переносить на человека. Культура не есть инструмент адаптации, а служила двигателем эволюции человека, начиная с неандертальцев.
Абрахам Маслоу
Если при изучении человеческой мотивации мы ограничим себя экстремальными проявлениями актуализации физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюдениях за поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматривает это поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба. Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?
А происходит вот что — у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически.
Андрей Булатов
Но что эти другие потребности более высокие – высказывание относится скорее к исключению, чем к необходимости. Сытые люди, чтобы наполнить психику энергетикой, больше предпочитают устраивать гладиаторские бои, наслаждаются порнографическими произведениями искусства, предаются сексуальным оргиям, пьянству, наркомании.
Чтобы потребности были высокими, необходимо духовное насилие над людьми, что и делалось всю историю человечества. Вдоволь хлеба никогда не было, потому что весь излишний хлеб превращался в жертвоприношения, в огромные египетские пирамиды, в храмы Божьи. Религия спасала людей от разврата. Правда, не удалось это сделать в Древнем Риме, отчего римляне ослабли духом и не выстояли перед натиском варваров.
Сегодня Соединённые Штаты Америки есть новый Рим, приближающийся к своей погибели.
Абрахам Маслоу
Такая постановка вопроса имеет далеко идущие последствия. Приняв наш взгляд на вещи, теория мотивации получает право пользоваться, наряду с концепцией депривации, не менее убедительной концепцией удовлетворения. В соответствии с этой концепцией удовлетворение потребности освобождает организм от гнета потребностей физиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению. Удовлетворенная страсть перестает быть страстью. Энергией обладает лишь неудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность. Например, удовлетворенная потребность в еде, утоленный голод уже не играет никакой роли в текущей динамике поведения индивидуума.
Андрей Булатов
Удовлетворить физиологические потребности одним хлебом, одним половым совокуплением невозможно. Хлеб должен сочетаться с духом, который поможет организму правильно усвоить хлеб, не впасть в ожирение. Секс должен сочетаться с любовью, которая не позволит впасть в половые извращения. Необходимо ощущать неострый голод и преодолевать это ощущение удовлетворённым сознанием.
Абрахам Маслоу
Этот тезис в некоторой степени опирается на гипотезу, суть которой состоит в том, что степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности удовлетворения этой потребности в прошлом.
Андрей Булатов
Рассудок устанавливает нормы удовлетворения потребности. Но человек постоянно стремится освободиться от власти рассудка, превращающего его в безжизненную машину. И вот одни начинают сверх меры их удовлетворять, а другие, наоборот, недоедают в посте, в духе Божьем.
Абрахам Маслоу
Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и, нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей. Для такого человека нет более насущной потребности, чем потребность в безопасности (иногда даже физиологические потребности, если они удовлетворены, расцениваются им как второстепенные, несущественные). Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает только о безопасности.
Андрей Булатов
Есть такая потребность, но её опять же нельзя отделять от потребности в опасности, подчинённой психофизиологической потребности. Ради потребности в опасности люди забираются на отвесную скалу, прыгают с самолёта.
Абрахам Маслоу
Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу — на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию.
Андрей Булатов
Поведение младенца больше мотивировано инстинктами, но у детей с развитием нервной системы уже начинает проявляться потребность в опасности, выражающаяся в желании перечить взрослым, совершать запретные поступки.
И есть взрослые, которые испугались отчаянной жизни, и живут в страхе строго в безопасном рассудке.
Абрахам Маслоу
Потребность в безопасности у детей проявляется и в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребенку явно больше по вкусу, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство. Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, некие ограничения внутренне необходимы ребенку, что он нуждается в них. Или, если сформулировать этот вывод более корректно, — ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Андрей Булатов
Разумеется, у детей есть рамки, обусловленные страхом, что родители могут запретить их свободу.
Абрахам Маслоу
Реакция испуга у детей, окруженных надлежащей заботой, возникает только в результате столкновения с такими объектами и ситуациями, которые представляются опасными и взрослому человеку.
Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
Андрей Булатов
Потребность в опасности проявляется в желании бросить нудную работу, прогулять все деньги, отложенные на «чёрный день».
Абрахам Маслоу
Потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении, в самом общем виде. Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам [11]. Мне представляется, что тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как таковые в какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности (позже мы поговорим и о других мотивах, лежащих в основе научных, философских и религиозных исканий).
Андрей Булатов
Потребность в религии объясняется желанием насытить душу страхом перед сверхъестественными существами, укрепить веру и жить размеренной жизнью.
Абрахам Маслоу
В безопасности потребность редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями.
Андрей Булатов
В опасности потребность является активной силой, создающей эти самые критические и экстремальные ситуации.
Абрахам Маслоу
Некоторые взрослые невротики в своем стремлении к безопасности уподобляются маленьким детям, хотя внешние проявления этой потребности у них несколько отличаются от детских. Все неизвестное, все неожиданное вызывает у них реакцию испуга, и этот страх обусловлен не физической, а психологической угрозой. Невротик воспринимает мир как опасный, угрожающий, враждебный. Невротик живет в неотступном предощущении катастрофы, в любой неожиданности он видит опасность. Неизбывное стремление к безопасности заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или даже подчиниться, как мессии, вождю, фюреру.
Андрей Булатов
Эти взрослые невротики не имеют веру в Бога, а поэтому всего боятся, цепляются за первого попавшего защитника, который чаще всего бывает фюрером.
Абрахам Маслоу
Логично было бы предположить, что неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.
Андрей Булатов
Неожиданно возникшая угроза ввергает обывателей в панику, в истерию, в ненависть, в злобу. А так как разума в таких состояниях не бывает, то они начинают требовать сжигать ведьм, расстреливать врагов народа.
Абрахам Маслоу
Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.
Андрей Булатов
Принадлежность и любовьЛюбовь есть гормональное состояние организма, позволяющее психике убить собственное Эго ради личностного развития человека. More – совершенно разные противоположные понятия. Истинно любящий стремится не завладеть, а предоставить как можно больше свободы любимым людям.
И человек ищет себе друга, который бы позволил ему дать больше свободы. J Например, свободой распоряжаться его имуществом. И когда он не находит этих друзей, то озлобляется на общество, насильно забирает у людей их собственность.
Абрахам Маслоу
Приходится признать, что у нас очень мало научных данных об этой потребности, хотя именно она выступает в качестве центральной темы романов, автобиографических очерков, поэзии, драматургии, а также новейшей социологической литературы. Эти источники дают нам самое общее представление о деструктивном влиянии на детскую психику таких факторов, как частые переезды семьи с одного места жительства на другое; индустриализация и вызванная ею общая гипермобильность населения; отсутствие корней или утрата корней; утрата чувства дома, разлука с семьей, друзьями, соседями; постоянное ощущение себя в роли приезжего, пришельца, чужака. Мы еще не привыкли к мысли, что человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу.
Андрей Булатов
ЛюбовьЛюбовь есть гормональное состояние организма, позволяющее психике убить собственное Эго ради личностного развития человека. More есть вечная тема. Какие бы самые мудрые высказывания не сделал о любви, но если в тебе нет духа Божьего, то в этих высказываниях не поймёшь ни одного слова.
Абрахам Маслоу
Мне думается, что стремительное развитие так называемых групп встреч и прочих групп личностного роста, а также клубов по интересам, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества У меня складывается впечатление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд — я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа — стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образа врага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочению группы.
Андрей Булатов
Когда люди утрачивают дух Божий, то они стремительно сбиваются в стаи и ищут общего врага. Неважно какого, лишь бы он их сплачивал.
Люди утрачивают силу Божью, а поэтому видят силу исключительно в своём единстве.
Абрахам Маслоу
Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентное отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности. Этой теме посвящены многочисленные клинические исследования, в результате которых мы знаем об этой потребности больше, чем о любой другой, за исключением разве что потребностей физиологического уровня. Вынужден оговориться, что в нашем понимании «любовь» не является синонимом «секса». Сексуальное влечение как таковое мы анализируем при рассмотрении физиологических позывов. Однако, когда речь идет о сексуальном поведении, мы обязаны подчеркнуть, что его определяет не одно лишь сексуальное влечение, но и ряд других потребностей, и первой в их ряду стоит потребность в любви и привязанности. Кроме того, не следует забывать, что потребность в любви имеет две стороны: человек хочет и любить, и быть любимым.
Андрей Булатов
ЛюбовьЛюбовь есть гормональное состояние организма, позволяющее психике убить собственное Эго ради личностного развития человека. More сдерживает секс, оттягивает начало сексуального сближения. Но, зато, когда она его отпускает, то секс становится безумно страстным.
В любви необходимо присутствуют страдания, обусловленные жаждой владеть любимым человеком. И эти страдания без духа Божьего травмируют психику, поэтому люди стараются избегать любви, оставаясь неудовлетворёнными в этой потребности.
Абрахам Маслоу
Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. [14] Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Вопрос об этих потребностях лишь косвенно поднимается в работах Альфреда Адлера и его последователей и почти не затрагивается в работах Фрейда. Однако сегодня психоаналитики и клинические психологи склонны придавать большее значение потребностям этого класса.
Андрей Булатов
Потребность в признании может быть обусловлена желанием воплотить в жизни идеи и умереть, а может быть обусловлена желанием хорошо приспособиться в обществе, обезопасить себя.
Приспособленцы идут на поводу в обществе, разделяют в обществе доминирующие идеи. Воин Гурана свою идею продвигает в обществе, настойчиво увлекает людей за этой идеей, даже если они по причине своей непросвещённости не принимают её.
Абрахам Маслоу
Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.
Андрей Булатов
Воин Гурана не нуждается в оценке и уважении к себе, непризнание не обусловит в нём психических расстройств. Он имеет признание Божье и ему этого достаточно.
Абрахам Маслоу
Потребность в самоактуализации. Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.
Андрей Булатов
Эту потребность я называю потребностью во вдохновении. И реализовать вдохновение можно лишь только в познании, в творчестве.
Абрахам Маслоу

Термин «самоактуализация», изобретенный Куртом Гольдштейном [6], употребляется в несколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности.
Андрей Булатов
Потенции в человеке не заложены. Он сам идёт к этим потенциям через духовную смерть, через умерщвление своей имеющейся сущности.
Абрахам Маслоу
Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. [16] Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
Андрей Булатов
Реализовать вдохновение, стать воином Гурана можно по-разному.
Абрахам Маслоу
Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.
Андрей Булатов
Это правило неверное. Потребности нижележащих уровней невозможно удовлетворить без вдохновения. В творчестве человек забывает о еде, о сексе, о безопасности.
Абрахам Маслоу
Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей. Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вреда другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Эти условия нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями, которые имеют исключительное право на это гордое звание. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.
Андрей Булатов
Человек может удовлетворить все свои потребности только в справедливом обществе. Но только это общество нельзя построить мечом и полицейской дубинкой, потому что в страхе перед этой дубинкой извращаются все потребности.
Это общество возможно тогда, когда на земле наступит властьВласть - характер отношений между двумя и более объектами, в которых на действия одних объектов у других нужная для первых ответная реакция. More Божья. Когда люди начнут жить не по юридическим законам, а по законам морали. Суть морали в том, что все мы на земле братья и сёстры, независимо от национальности и вероисповедания. Кто делит людей на своих и чужих, этот человек нарушает мораль, он есть аморальная личность.
Абрахам Маслоу
Если вспомнить, что когнитивные способности (перцептивные, интеллектуальные, способность к обучению) не только помогают человеку в адаптации, но и служат удовлетворению его базовых потребностей, то становится ясно, что невозможность реализации этих способностей, любая их депривация или запрет на них автоматически угрожает удовлетворению базовых потребностей. Только согласившись с такой постановкой вопроса, мы сможем приблизиться к пониманию истоков человеческого любопытства, неиссякаемого стремления к познанию, к мудрости, к открытию истины, неизбывного рвения в разрешении загадок вечности и бытия. Сокрытие истины, цензура, отсутствие правдивой информации, запрет на коммуникацию угрожают удовлетворению всех базовых потребностей.
Андрей Булатов
Ум притупляется, когда занимаешься познанием с целью удовлетворения каких-либо потребностей.
Эффективное познание бесцельно, просто познание ради познания. В познании человек утрачивает сущность, делает переоценку всем своим потребностям, создаёт новую иерархию потребностей.
Абрахам Маслоу
Потребность в познании и понимании. Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медицинско-терапевтический подход, где все силы персонала брошены на борьбу с болезнью. В когнитивных позывах нет той причудливости и страстности, той интриги, что отличает невротическую симптоматику. Когнитивная психопатология невыразительна, едва уловима, ей часто удается ускользнуть от разоблачения и представиться нормой. Она не взывает к помощи.
Андрей Булатов
У больного в клинике вообще нет никаких элементов человеческого познания, поэтому и невозможно наблюдать у них потребность в этом. Как только человек перестаёт заниматься познанием, вечным поиском истины, он сразу же становится потенциальным больным.
Абрахам Маслоу
До сих пор мы лишь походя упоминали когнитивные потребности. Стремление к познанию универсума и его систематизации рассматривалось нами либо как средство достижения базового чувства безопасности, либо как разновидность потребности в самоактуализации, свойственная умным, образованным людям. Обсуждая необходимые для удовлетворения базовых потребностей предпосылки, в ряду прочих прав и свобод мы говорили и о праве человека на информацию, и о свободе самовыражения. Но все, что мы говорили до сих пор, еще не позволяет нам судить о том, какое место занимают в общей структуре мотивации любопытство, потребность в познании, тяга к философии и эксперименту и т.д., — все наши суждения о когнитивных потребностях, прозвучавшие раньше, в лучшем случае можно счесть намеком на существование проблемы.
У нас имеется достаточно оснований для того, чтобы заявить: в основе человеческой тяги к знанию лежат не только негативные детерминанты (тревога и страх), но и позитивные импульсы, импульсы per se, потребность в познании, любопытство, потребность в истолковании и понимании [11].
1. Феномен, подобный человеческому любопытству, можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели — одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта. Эксперименты Харлоу [8] также можно счесть аргументом в пользу нашего тезиса, достаточно убедительным и вполне корректным с эмпирической точки зрения.
Андрей Булатов
И у высших животных всякое восприятие необходимо проникает в душу, которая обитает в виде нервных импульсов в замкнутых путях лимбической системы мозга. Паттерны этого восприятия реверберируют, не дают душе покоя. И животное необходимо стремится создать в коре больших полушарий знание, которое освободит душу от этого восприятия.
Абрахам Маслоу
2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. БогБог - изначальная причина всех явлений. Андрей Булатов не сам дал имя Богу Гуран, а была изначальная непостижная разумом причина его мысли. More знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
Андрей Булатов
Приближение к истине и есть смерть, духовная смерть. И, испытав духовную смерть, физическая смерть уже не страшна.
Абрахам Маслоу
3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот — все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.
Андрей Булатов
Хаос и есть наш БогБог - изначальная причина всех явлений. Андрей Булатов не сам дал имя Богу Гуран, а была изначальная непостижная разумом причина его мысли. More, Гуран. И всех психологически здоровых людей необходимо влечёт к Богу, к свету с Небес.
Абрахам Маслоу
4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии. Компульсивно-обсессивные невротики (как и невротики вообще), солдаты с травматическими повреждениями мозга, описанные Гольдштейном, эксперименты Майера [10] с крысами — во всех случаях мы имеем дело с навязчивой, тревожной тягой ко всему знакомому и ужас перед незнакомым, неизвестным, неожиданным, непривычным, неструктурированным.
Андрей Булатов
Когда люди пребывают на грани смерти, то им новая смерть перед неизвестностью не нужна. Хотя, в отдельных случаях, это послужило бы для их исцеления. Этот ужас, который бы они приняли в свою душу, помог бы им справиться с болезнью.
Абрахам Маслоу
5. Складывается впечатление, что фрустрация когнитивных потребностей может стать причиной серьезной психопатологии [11, 13]. Об этом также свидетельствует ряд клинических наблюдений.
Андрей Булатов
Обыватели, не имеющие интереса к истине, есть среда для психических эпидемий. И именно эпидемий, потому что один психически больной человек делает больными всех остальных.
Абрахам Маслоу
6. В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе. Несколько раз я пробовал воспользоваться подходящими случаю методами когнитивной терапии (я советовал пациенту поступить на заочное отделение университета или сменить работу), и, представьте себе, это помогало.
Андрей Булатов
Даже если человек имеет высшее образование, огромную эрудицию и при этом останавливает процесс познания, творчества, то у него необходимо начинаются психологические расстройства.
Абрахам Маслоу
Мне приходилось сталкиваться со множеством умных и обеспеченных женщин, которые не были заняты никаким делом, в результате чего их интеллект постепенно разрушался. Обычно я советовал им заняться хоть чем-нибудь, и если они следовали моему совету, то я наблюдал улучшение их состояния или даже полное выздоровление, и это еще раз убеждает меня в том, что когнитивные потребности существуют.
Андрей Булатов
Движение есть жизнь. Но это вовсе не означает движение тела! В первую очередь душа должна двигаться, познавать и творить красоту.
Абрахам Маслоу
7. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах [5].
Андрей Булатов
Да, учебные заведения уродуют психическое здоровье детей. Учителя, одержимые высокой успеваемостью, слишком много мотивации дают для познавательного процесса: обещают хорошие оценки, престижную профессию.
Ребёнок должен учиться просто ради интереса, не ставя перед собою никаких целей. И пусть он не успевает! Когда придёт к нему вдохновение, он за полгода освоит всю школьную программу и обгонит всех.
Абрахам Маслоу
8. И, наконец, удовлетворение когнитивных потребностей приносит человеку — да простят мне эту тавтологию! — чувство глубочайшего удовлетворения, оно становится источником высших, предельных переживаний. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни.
Андрей Булатов
Когда человек познаёт свет Божий в своей душе, то это и приносит ему чувство глубочайшего удовлетворения, счастье, любовьЛюбовь есть гормональное состояние организма, позволяющее психике убить собственное Эго ради личностного развития человека. More к людям, уверенность в себе.
Абрахам Маслоу
Эстетические потребности. Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости, которые со всей щедростью предоставляют нам история человечества, этнографические данные и наблюдения за людьми, которых принято называть эстетами. Я предпринял несколько попыток к тому, чтобы исследовать эти потребности в клинике, на отдельных индивидуумах, и могу сказать, что некоторые люди действительно испытывают эти потребности, у некоторых людей они на самом деле проявляются. Такие люди, лишенные эстетических радостей в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможденными, и немощь их может излечить только красота [13]. Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека.
Андрей Булатов
Эстетические потребности, которые удовлетворяли наши пращуры в наскальных рисунках, и обусловили духовное, научное, социальное развитие человека. Не добывание хлеба насущного, а познание красоты позволили человеку обрести дух Божий, глубокий разум.
Абрахам Маслоу
ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Мера жесткости иерархической структуры. Когда мы говорим об иерархии препотентности, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства исследованных нами людей, в общем виде, подчинялись описанному порядку, но были и исключения из этого правила.
1. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии, и в основе его лежит представление о том, что сильные, властные люди, люди, которые вызывают уважение и даже страх, люди, уверенные в себе, ведущие себя наступательно и агрессивно, заслуживают большей любви или, по крайней мере, с большим правом пользуются ее плодами. Именно в силу этого представления человек, которому недостает любви и который ищет ее, может демонстрировать самоуверенное, агрессивное поведение. Но в данном случае самоуважение не является конечной целью, оно выступает как средство удовлетворения другой потребности. Такие люди занимают активную, наступательную позицию не ради самоутверждения как такового, а для того, чтобы добиться любви.
Андрей Булатов
Всякая вера требует служения для её укрепления, необходимы обряды, ритуалы. И верующий в себя одержимо стремится самоутвердиться, требует от людей уважительных знаков внимания. Если он этого не добьётся, то его вера рухнет, он впадёт в жуткие страдания.
Абрахам Маслоу
2. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. Надо отдать должное таким людям — испытываемая ими потребность в актуализации творческого потенциала не всегда вызвана насыщением базовых потребностей, очень часто они творят вопреки неудовлетворенности.
Андрей Булатов
Верующий в Бога настойчиво познаёт истину, не взирая на голод, холод, на неуважение людей.
Абрахам Маслоу
3. Человек может навсегда остаться на одном, достаточно низком уровне мотивационной жизни, он может смириться со своими «земными» потребностями, забыть о самом существовании высших целей человеческого бытия или отказаться от них. Например, человек, некогда терпевший лишения, например, бывший безработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт.
Андрей Булатов
Не долго обыватель пребывает в покое. Малейшие испытания судьбы перевернут весь его внутренний мир, но воин Гурана даже при всемирном потопе останется на пути к Богу.
Абрахам Маслоу
4. Психопат — еще один образчик утраты потребности в любви. Как показывают клинические исследования, психопат, в раннем детстве испытавший недостаток любви, навсегда утрачивает желание и способность получать и дарить любовьЛюбовь есть гормональное состояние организма, позволяющее психике убить собственное Эго ради личностного развития человека. More (подобно тому, как у животных угасают сосательный и клевательный рефлексы, если в первые дни жизни они не получают достаточного подкрепления).
Андрей Булатов
Если у человека больная душа, то в ней не пробудится пламя любви.
Абрахам Маслоу
5. Еще один пример подмены потребностей можно обнаружить в тех случаях, когда человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своих желаний, не постигает всей ценности дарованного ему. Люди, которые не знают, что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается голодный человек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным.
Андрей Булатов
Если человек во время голода отнесёт еду к чему-то важному, то он впадёт в ещё больший голод.
Нет преград — человек искусственно создаёт преграды на пути к удовлетворению желания. В противно случае это желание не будет желанным.
Абрахам Маслоу
6. Очень может быть, что видимость реверсии возникает еще и потому, что мы пытаемся говорить об иерархии препотентности скорее в терминах осознаваемых желаний и стремлений, нежели в терминах поведения. Известно, что поведение не всегда отражает стоящие за ним мотивы. Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека — не единственные детерминанты его поведения.
Андрей Булатов
Детерминантом поведения человека, находящегося в состоянии вдохновения, является Господь БогБог - изначальная причина всех явлений. Андрей Булатов не сам дал имя Богу Гуран, а была изначальная непостижная разумом причина его мысли. More.
Абрахам Маслоу
7. Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть. Мы сможем лучше понять чувства этих людей, если согласимся с основополагающей концепцией (или гипотезой), которую в кратком изложении звучит следующим образом: удовлетворение базовых потребностей в раннем детстве закладывает основы повышенной фрустрационной толерантности. Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей.
Андрей Булатов
Человек может заново рождаться. И его детство, вся прошлая жизнь не будут играть никакой роли в его дальнейшей судьбе.
Абрахам Маслоу
Мера удовлетворенности потребности. Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложном направлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви — на 50 %, потребность в самоуважении — на 40 %, а потребность в самоактуализации — на 10 %.
Андрей Булатов
Перейти к более высокой потребности можно лишь только при определённой доли неудовлетворённости нижележащей потребности. Ложка дёгтя в бочке мёда позволит с большей энергией добиваться высшей потребности.
Абрахам Маслоу
Термин «мера удовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более низкой. Особо следует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Например, если потребность А удовлетворена только на 10 %, то потребность В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает 75 %-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50 % и так далее.
Андрей Булатов
Условно говоря, когда физиологическая потребность удовлетворена на 75%, то это достаточно для нормального функционирования организма. И эта малость неудовлетворённости приведёт душу в хаос, который позволит открыть новую потребность.
А.Маслоу
Неосознаваемый характер потребностей. О базовых потребностях нельзя однозначно сказать, что они бессознательные или, наоборот, сознательные. Однако, как правило, у среднестатистического человека они все же имеют бессознательную природу. Не думаю, что было бы разумным приводить здесь все то огромное множество клинических данных, которые свидетельствуют о чрезвычайно важной роли бессознательной мотивации. Потребности, которые мы называем базовыми, большинством людей либо совсем не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя, разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полному осознанию. Есть ряд специальных техник, предназначенных именно для того, чтобы помочь человеку осознать свои бессознательные потребности.
Андрей Булатов
Потребности выводятся на уровень сознания. И искусственные потребности в алкоголе, в табаке, не выводимые в сознание, умирают.
А.Маслоу
Потребности и культура, общее и особенное. Предложенная выше классификация основывается на представлении об универсальном характере базовых потребностей и представляет собой попытку преодоления тех видимых, поверхностных различий, которые обнаруживаются в конкретных желаниях представителей разных культур.
Андрей Булатов
Даже потребности в еде, рассматривая особенность национальной кухни, разные.
А.Маслоу
Наша классификация базовых потребностей обусловлена стремлением найти то общее, что объединяет всех людей независимо от цвета их кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних вещей. Мы не готовы со всей уверенностью заявить, что наша классификация — истина в последней инстанции, что она универсальна абсолютно для всех культур. Мы утверждаем лишь, что базовые потребности являются гораздо более универсальной характеристикой человека, чем его сознательные желания.
Андрей Булатов
Потребность в Боге для всех культур и национальностей одинаковая.
А.Маслоу
Множественная мотивация поведения. Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Подтверждением этому могут стать исследования таких форм поведения, которые принято называть физиологически мотивированными, например, исследования пищевого или сексуального поведения. Клиническим психологам давно известно, что посредством одного и того же поведенческого акта могут выражаться самые разные импульсы. Иначе говоря, практически любой поведенческий акт детерминирован множеством мотивов. Если говорить о мотивационных детерминантах, то поведение, как правило, детерминировано не одной отдельно взятой потребностью, а совокупностью нескольких или всех базовых потребностей. Если мы сталкиваемся с поведенческим актом, в котором мы можем выявить единственную детерминанту, единственный мотив, то нужно понимать, что мы имеем дело с исключением. Человек ест для того, чтобы избавиться от чувства пустоты в животе, но это не единственная причина. Человек ест также и потому, что стремится к комфорту, к безопасности или пытается таким образом удовлетворить иные свои потребности. Человек занимается любовью не только под воздействием сексуального влечения. Для одного половой акт служит способом мужского самоутверждения, для другого это возможность властвовать, почувствовать себя сильным, третий, занимаясь любовью, ищет тепла и сочувствия.
Андрей Булатов
Противоположные потребности мотивируют поведение человека. Одновременно с потребностью в безопасности есть потребность в опасности. Когда человек удовлетворит потребность в опасности, то он сможет решительно действовать, обезопасит себя от всего.
А.Маслоу
Множественная детерминация поведения. Базовые потребности не предопределяют все поведение человека. Можно сказать даже, что не за всяким поведенческим актом обязательно стоит какой-то мотив. Есть и иные, кроме мотивов, детерминанты поведения. В роли одной из важнейших детерминант выступает внешняя среда, или так называемое поле. Все поведение человека может, по крайней мере, теоретически предопределяться влияниями среды или даже каким-то одним, специфическим, изолированным внешним стимулом, и такое поведение мы называем ассоциативным или условно-рефлекторным. Если в ответ на стимульное слово «стол» в моей голове мгновенно возникает картинка стола или стула, то, очевидно, что эта реакция никак не связана с моими базовыми потребностями.
Андрей Булатов
Даже у элементарной частицы нельзя точно просчитать координаты через определённый промежуток времени. А человек – это гораздо более сложное индетерминистическое существо.
А.Маслоу
Необходимо также учитывать различия между экспрессивным и функциональным (или целенаправленным) поведением. Эспрессивное поведение не имеет цели, оно не более чем отражение личности, индивидуальности. Глупец ведет себя глупо не потому, что хочет выглядеть дураком или старается вести себя так, а просто потому, что он таков, каков он есть. То же самое можно сказать о певце, который поет басом, а не тенором или сопрано. Спонтанные движения здорового ребенка, улыбка, озаряющая лицо счастливого человека, бодрая, пружинистая походка молодого, здорового мужчины, его всегда расправленные плечи — все это примеры экспрессивного, нефункционального поведения. Общий стиль, манера поведения, — как мотивированного, так и немотивированного, — сами по себе могут считаться экспрессивным поведением [3, 15].
Андрей Булатов
Целенаправленно живут только обыватели, строго следуя друг за другом. А воин Гурана – это экспрессивный ребёнок, блудная овца, исследующая новые пути жизни.
А.Маслоу
Антропоцентризм против зооцентризма. За отправную точку в данной теории мотивации мы взяли человека, а не какое-нибудь низшее, более простое животное. Мы поступили так потому, что слишком многие выводы, сделанные на основании экспериментов с животными, бесспорные по отношению к животным, оказываются совершенно неприемлемыми, когда мы пытаемся распространить их на человека. Я не понимаю, отчего многие исследователи, желающие исследовать мотивацию человека, начинают с экспериментов над животными. Причем логика, а вернее нелогичность этой всеобщей погони за псевдопростотой навязывается нам не только учеными-естественниками, ей зачастую следуют философы и логики. Если согласиться с тем, что изучению человека обязательно должно предшествовать изучение животных, то несложно сделать и следующий шаг и заявить, что, прежде чем браться за психологию, нужно досконально изучить, например, математику.
Андрей Булатов
Чтобы изучать даже низшее более простое животное, необходимо иметь изначальное априорное сознание. Но многие исследователи не понимают этого, стараются исключительно посредством наблюдения построить знание.
JВедь изучаемые ими животные тоже наделены познанием, но они это познание также строят исключительно на основе наблюдения.
А.Маслоу
МОТИВАЦИЯ И ТЕОРИЯ ПСИХОПАТОГЕНЕЗА
Итак, мы оцениваем содержание осознанной мотивации как более или менее важное в зависимости от того, в какой мере оно связано с базовыми целями. Желание съесть мороженое может быть косвенным выражением потребности в любви, и в этом случае оно является чрезвычайно важной мотивацией. Но если причина вашей потребности в мороженом исключительно внешняя, если вам жарко и вы просто-напросто хотите чего-нибудь прохладного или у вас неожиданно разыгрался аппетит, то это желание можно отнести к разряду несущественных. Я призываю относиться к повседневным осознанным желаниям лишь как к симптомам, как к внешним проявлениям иных, более базовых потребностей и желаний. Если же мы будем принимать их за чистую монету, если мы примемся оценивать мотивационную жизнь индивидуума по этим внешним, поверхностным симптомам, поленимся искать их подоплеку, мы можем очень сильно ошибиться.
Андрей Булатов
Причина есть мороженое, жевать резинку может заключаться в ритуальном действии, в желании поддерживать дух на определённом уровне. И в этом ритуальном действии очень красочно вырисовывается сущность человека, его духовность.
А.Маслоу
Преграды, встающие на пути удовлетворения внешних, несущественных желаний, не грозят человеку ничем существенным, но если неудовлетворенными окажутся важные, базовые потребности, ему угрожает психопатология. А потому любая теория психопатогенеза должна иметь в своей основе верную теорию мотивации. Конфликт или фрустрация не обязательно приводят к патологии, но они становятся серьезными патогенными факторами тогда, когда угрожают удовлетворению базовых потребностей или тех парциальных желаний, которые тесно связаны с базовыми потребностями.
Андрей Булатов
Человеку угрожает психопатология от неудовлетворения этих самых базовых потребностей. Но без этого человеку не прийти к вдохновению, к высшим формам сознания.
А.Маслоу
ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ ПОТРЕБНОСТИ ПОСЛЕ ЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Я почти готов утверждать, что человек, удовлетворив свою базовую потребность, будь то потребность в любви, в безопасности или в самоуважении, лишается ее. Если мы и предполагаем за ним эту потребность, то не более чем в метафизическом смысле, в том же смысле, в каком сытый человек голоден, а наполненная вином бутылка — пуста. Если нас интересует, что в действительности движет человеком, а не то, чем он был, будет или может быть движим, то мы должны признать, что удовлетворенная потребность не может рассматриваться как мотив. С практической точки зрения правильно было бы считать, что этой потребности уже не существует, что она угасла. Считаю необходимым особо подчеркнуть этот момент, так как во всех известных мне теориях мотивации его либо обходят стороной, либо трактуют совершенно иначе.
Андрей Булатов
Невозможно окончательно и бесповоротно человеку удовлетворить ни одну из этих потребностей. Человека пусть даже охраняют самые лучшие спецназовцы, у него всё равно будет оставаться страх. И даже он станет президентом Америки – он всё равно не удовлетворит самоуважение.
Эти потребности удовлетворяет только Господь БогБог - изначальная причина всех явлений. Андрей Булатов не сам дал имя Богу Гуран, а была изначальная непостижная разумом причина его мысли. More.
А.Маслоу
На основании всего вышеизложенного я со всей прямотой и резкостью заявляю, что человека, неудовлетворенного в какой-либо из базовых потребностей, мы должны рассматривать как больного или, по меньшей мере «недочеловеченного» человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но кто сказал, что нехватка любви менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов? Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, кто возьмется обвинить меня в ненаучности на том лишь основании, что я пытаюсь ввести в сферу научного рассмотрения такую «ненаучную» проблему, как проблема ценностей? Терапевт, столкнувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роли витаминов, с тем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этой аналогии, можно сказать, что главной движущей силой здорового человека является потребность в развитии и полной актуализации заложенных в нем способностей.
Андрей Булатов
Гениев, пророков современные психотерапевты тоже рассматривают в качестве «недочеловеченного» человека. Зато себя со своими ограниченными знаниями возомнили богами.
А.Маслоу
Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, его нельзя считать здоровым человеком. Он болен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение солевого или кальциевого баланса.
Андрей Булатов
Этот человек болен духом Божьим, разумом.
А.Маслоу
Может быть, это заявление покажется вам парадоксальным. В таком случае спешу заверить вас, что этот парадокс — лишь один из множества, которые ожидают нас при исследовании глубин человеческой мотивации. Невозможно понять сущность человека, не задав себе вопроса: «Что нужно этому человеку от жизни, чего он ищет в ней?»
Андрей Булатов
Только смерти! Красивой смерти, с распятием.
И если человек сознательно не идёт к смерти, то он подсознательно убивает себя алкоголем, наркотиками,
А.Маслоу
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
Гордон Олпорт [1, 2] сформулировал и ввел в научный обиход принцип, гласящий, что средство достижения цели может подменить собой цель и само по себе стать источником удовлетворения, то есть может стать самоцельным в сознании индивидуума. Этот принцип лишний раз убеждает нас в том, что обучение играет важнейшую роль в мотивации человека. Но не это существенно, а то, что он заставляет нас заново пересмотреть все изложенные выше законы человеческой мотивации. Парадокс Олпорта ни в коем случае не противоречит им, он дополняет и развивает их. Вопрос о том, насколько уместно рассматривать эти средства-цели в качестве базовых потребностей и насколько они удовлетворяют выдвинутым выше критериям отнесения потребности в разряд базовых, остается открытым и требует специальных исследований.
Андрей Булатов
Не цель важна, а вдохновение при достижении цели. Во вдохновении мы духовно умираем.
Мелкие цели скучные. Воин Гурана ставит для души цель – умереть, а для духа – установление Божьей власти на всей планете.
