Алгоритмическая психология и некоторые социальные проблемы современности
Владимир Кицис
Игорь Фишер
В современном обществе существует ряд социальных проблем.
Социальная проблема – это явление, приводящее либо к ухудшению жизненного уровня, либо к ухудшению здоровья значительных масс населения (социальные проблемы часто приводят к социальным взрывам, смене государственного строя и т.д.).
Часть первая
Экстрасенсы и биоэнергетики
Экстрасенсы и биоэнергетики, во-первых, берут большие деньги за свои услуги, и, во-вторых, почти никогда не вылечивают своих пациентов (смотри книгу «Алгоритмическая психология», 7–1, «Способ гипноза и экстрасенс»). Поскольку пациент, во-первых, тратит значительные деньги на экстрасенса, и, во-вторых, надеется на излечение у экстрасенса, а не врачей, то он зачастую:
а) остаётся без средств к существованию;
б) не излечивается – болезнь прогрессирует, что часто приводит к осложнениям, порой смертельным.
В связи с этим действия экстрасенсов и биоэнергетиков можно считать социальной проблемой.
Экстрасенсы и биоэнергетики не могли бы широко практиковать, если в продаже не было бы огромного количества книг по биоэнергетике (смотри «Алгоритмическая психология», глава «Лживые теории устройства мира как средство гипноза»). При почти полном отсутствии в продаже научной литературы, биоэнергетика гипнотизирует широкие слои населения.
При этом теории биоэнергетики не выдерживают никакой научной критики – они просто смешны. Например, биоэнергетики утверждают, что вокруг тела человека существует семь «эфирных тел». Среди них «ментальное тело» содержит разум и алгоритмы контроля чувственной сферы, а «астральное тело» содержит дух – то есть алгоритмы чувств и эмоций. Если бы «ментальное тело» действительно содержало разум и алгоритмы контроля чувственной сферы, а мозг человека являлся лишь передаточной инстанцией от «ментального тела» к органам движения, как это утверждают биоэнергетики, то при тяжёлых ушибах лобных долей головного мозга не возникало бы «лобной психики» (смотри статью «Лобная психика и алгоритмическая психология»), поскольку мы ушибли головной мозг, а не «ментальное тело».
Но вернёмся к экстрасенсам и биоэнергетикам. Экстрасенс или биоэнергетик воздействует на пациента лишь порождаемым наблюдением пациента за движениями рук экстрасенса слабым гипносостоянием (смотри «Алгоритмическая психология», файл «Statya2gazeta») и не вылечивает болезней человека, обратившегося за помощью. Иногда кажущееся улучшение самочувствия является снятием с помощью гипноза клинических симптомов заболевания, что приводит не к излечению, а к дальнейшему прогрессированию заболевания и развитию осложнений. Поскольку экстрасенс является гипновожаком для пациента, последний почти никогда не выдвигает претензии к экстрасенсу даже в случае очень неудачных результатов «лечения».
Часть вторая
Психоаналитики-фрейдисты
Они берут с пациентов гораздо бóльшие гонорары, чем экстрасенсы, так что пункт «а» обвинения экстрасенсов ещё в большей степени относится к психоаналитикам-фрейдистам. Помогает он так же редко, как экстрасенс, и так же, как экстрасенс, он является гипновожаком для пациента (смотри статью «Фрейдовский психоанализ как средство гипноза. Сказки как способ гипноза детей»).
Часть третья
Религии
Религии широко распространены по всему миру, поскольку являются способом гипноза (смотри «Алгоритмическая психология», книга 7–2). При этом, заставляя людей надеяться на помощь Б-жью, они отнимают у них волю к участию в общественной жизни и к производству материальных благ. Кроме того, они препятствуют обучению человека современным точным наукам, поскольку являются их конкурентами в деле заморачивания детских мозгов чудесами (смотри «Алгоритмическая психология», статьи «Религия и страна» и «Воспитание талантливого ребёнка в семье и школе»). Так что религия является самой тяжелой социальной проблемой современности.
Часть четвёртая
Компьютерные игры как социальная проблема будущего
Прочтите статью «Компьютерные игры как способ гипноза путём поступления двух сигналов РИТЯ и одного сигнала СКАРИТЯ».
Из этой статьи следует, что компьютерные игры оболванивают почти всех детей, включая шизотимиков и шизоидов. Между тем, шизотимики и шизоиды (? Пропущено продолжение мысли), так что через 10-15 лет молодые учёные могут стать большой редкостью. Когда уйдут старики ученые, заменить их будет некем, что резко замедлит развитие науки. Это во-первых.
Во-вторых, компьютерные игры почти начисто отнимают у ребёнка желание учиться, так что через 10-15 лет почти не останется ни инженеров, ни врачей, ни преподавателей. Делайте выводы сами.
Таким образом, если в настоящее время не принимать мер, часть из которых предложена в вышеупомянутой статье, то данная проблема определённо станет социальной, а при дальнейшем попустительстве может превратиться в гуманитарную катастрофу. Между тем принимать какие-либо меры станет очень затруднительно, поэтому принятие мер надо начинать уже сейчас.
Очень важное замечание. Часто государства поощряют и даже рекламируют деятельность экстрасенсов и биоэнергетиков, нанося социальный вред своим гражданам. Особенно это выражено в странах бывшего СССР.
Теперь о компьютерных играх. Не знаю, как в других странах, но в Израиле социальные службы заботятся о том, чтобы маленькие дети играли в компьютерные игры. Большей глупости себе не представить.
ОСНОВНЫЕ НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. НЕЗАВИСИМОСТЬ ПРИЗНАКОВ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Владимир Кицис
Прочтите в «Алгоритмической психологии» файл «Теория личности. Книга 17». Там приведено множество признаков, характеризующих личность. Казалось бы, можно подсчитать количество типов личности в соответствии с АЛГПСИ (Алгоритмической психологии), но это не так. Дело в том, что эти признаки не независимы. Зависимые признаки можно было бы найти и выделить, проведя миллиарды опытов. Опыты нужно было бы ставить по десяткам миллиардов опросных листов. Конечно, в книгах и статьях АЛГПСИ приводятся теоретические предположения о зависимости признаков, но их явно недостаточно.
Примечание 1. В АЛГПСИ – «Теория личности. Книга 17» – неверно даны признаки заторможенности ) личности от сбоев стереотипных алгоритмов мозга. Оказывается, что мой соавтор М.Попова неверно поняла моё замечание о том, что «Я» представляет собой топологическую окружность. Признак заторможенности ) личности она взяла в зависимости от одного сигнала торможения из-за сбоя. Индексом признака является не номер подгруппы, дающей сбой , как это приведено в книге 17, а два номера подгрупп, дающих сбои , поскольку гипносостояние возникает от двух сбоев, а не от одного.
Примечание 2.(приложение) В книге 12 «Алгоритмической психологии» есть фраза: «Это уже психоз, но ещё не психопатия». Слова психоз и психопатия нужно переставить местами.
II. ПОЧЕМУ ПОЧТИ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ – ЦИКЛОТИМИКИ, ЦИКЛОИДЫ И ИСТЕРИКИ (ИстериЧки?), А ПОЧТИ ВСЕ МУЖЧИНЫ – ШИЗОТИМИКИ И ШИЗОИДЫ?
Ответ на этот вопрос алгоритмическая психология не даёт, поскольку для этого надо было бы выяснить зависимость работы мозга от половых гормонов. Это дело физиологии, а не психологии. Всё, что могла алгоритмическая психология – это предложить новую классификацию людей по типу высшей нервной деятельности, а именно по ширине их зоны концентрированного внимания, точнее – по площади коры головного мозга, занятой зоной концентрированного внимания.
Различные типы классификации людей применялись, начиная с глубокой древности. Однако самой объективной является классификация людей по типу их высшей нервной деятельности, впервые предложенной академиком И.П.Павловым почти 100 лет назад. Но выбранные им типы неудачны. Он предложил разделить людей на два типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы. Первый тип – «художественный», то есть люди с преобладанием первой сигнальной системы; второй тип – «мыслительный»: люди с преобладанием второй сигнальной системы. Спрашивается, а куда отнести, например, композитора А.Скрябина, обладавшего по Павлову обоими типами высшей нервной деятельности? Куда отнести поэта Б.Пастернака, также обладавшего обоими типами высшей нервной деятельности?
Классификация АЛГПСИ по площади зоны концентрированного внимания не допускает отношения человека к двум разным типам одновременно.
III. МЕДИАТОРЫ МОЗГА
Согласно нынешним взглядам создателя АЛГПСИ в мозгу есть не один тип возбуждающих нейроны сигналов, а два: а) сигналы, возбуждающие только цепи тех нервных центров, куда они направлены; б) сигналы, возбуждающие только нервные цепи, идущие к центрам торможения. Поэтому существуют два быстрораспадающихся в спинномозговой жидкости медиатора – медиатор возбуждения (М.В.) и медиатор торможения (М.Т.), выделяемых нейронами и воздействующих соответственно либо на дендриты нейронов цепей торможения (Ц.Т.), либо дендриты нейронов цепей возбуждения (Ц.В.).
Ребёнок развивает специализацию цепей в коре головного мозга из аморфного «ничего»: на нейронах цепей есть генетические метки Ц.В. или Ц.Т. Эти метки не в формуле ДНК, а в молекулах блокираторов генов нейронов. Поскольку медиаторы М.В. и М.Т. крайне быстро распадаются, обнаружить их химическим путём до сих пор не удавалось. Мы думаем, что не удастся это и в ближайшем будущем, однако выяснить формулы медиаторов М.В. и М.Т. может быть станет возможным при расшифровке активных и неактивных генов в ДНК нейронов.
В связи с тем, что ребёнок развивает кору головного мозга из аморфного «ничего», каждый участок мозга, содержащий нейроны какой-либо подгруппы стереотипных алгоритмов, также (слово не разобрали?) нейронные цепи, идущие к нему своей подгрупповой меткой. Только с помощью таких меток и выделяемых из них в спинномозговую жидкость гуморальных факторов «Я» ребёнка, в развитии начинает различать нейронные цепи, посылающие сигналы и разным подгруппам стереотипных алгоритмов.
Кто сомневается в возможности наличия большого числа меток нейронов, пусть прочитает «Алгоритмическую психологию»,книга 8, дополнительный подпункт «Чудеса биологии». Там сказано, что перерезанный зрительный нерв у одного из видов саламандр, правильно срастается, даже если концы разреза повернуть относительно друг друга на 90 градусов. Это возможно только в том случае, если каждый аксон зрительного нерва имеет свою индивидуальную химическую метку.
IV. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Никто не сомневается, что дети в своём развитии гораздо восприимчивее взрослых, и что вопрос о том, как изменяются нейронные цепи в мозгу у ребёнка – важнейший вопрос развития личности. С точки зрения АЛГПСИ, стереотипные алгоритмы мозга вычленяются из алгоритма «Я», и сама главная нейронная цепь «Я» изменяется в зависимости от личного опыта человека при каждом впадении его в гипносостояние хотя бы первой ступени. Однако в АЛГПСИ, развитой до сих пор, автор рассматривал только взрослых людей. Более того, автор не представляет себе, как приступить к описанию развития личности ребёнка. Свойств, отличающих детей до 7 лет от подростков и взрослых, довольно много. Перечислим некоторые из них:
1.Зона концентрированного внимания ребёнка значительно уже, чем у взрослого: практически все дети либо циклотники, либо циклоиды, либо истерики;
2. В мозгу и в глазу есть нейронные цепи контраста, вычисляющие разницу между сигналами соседних нейронов, не относящихся к цепям контраста (видимо, цепи контраста имеют какую-то свою генетическую метку, отличающую их – нейроны – от прочих нейронов глаза и мозга). После вычисления разницы эти нейроны умножают её на какой-то коэффициент. Так вот, этот коэффициент у детей гораздо больше, чем у взрослых: дети видят, слышат, думают и чувствуют гораздо контрастней взрослых (взгляните на детские рисунки – там одни контуры предметов: как правило, рисунки не закрашены, то есть ребёнка интересуют, в основном, границы предметов);
3. У детей есть объективный признак абсолютного уважения – ребёнок абсолютно уважает взрослого. Он может его не любить, даже ненавидеть, но он его уважает;
4. Ребёнок никогда не впадает в гипносостояние 3-ей ступени: по всей вероятности, главная нейронная цепь его «Я» мгновенно, автоматически достраивает заторможенные участки обходными нейронными цепями;
5. У детей очень развито стремление «обезьянничать», особенно часто они подражают взрослым;
6. У детей в мозгу очень быстро образуются новые нейронные связи, то есть дети быстро и легко обучаются;
7. Для детей характерна бесцельная двигательная активность, бесцельное искреннее любопытство, и тому подобное;
8. У детей есть период с трёх до пяти лет, когда они бесцельно буйно фантазируют и под влиянием своих фантазий строят себе, казалось бы, ненужные цели;
9. Ребёнок в возрасте до четырёх лет развивается, в основном, (на задаче) овладевая родным языком;
10. Ребёнок судит о чувствах говорящего с ним, то есть, правду говорит тот или обманывает, уверен ли тот в своих словах – лишь только на основании стереотипных алгоритмов подгрупп «Б-4» и «Б-5». «Я» ребёнка начинает участвовать в оценке лжи или истинности сказанного только после пяти лет, в то время как стереотипные алгоритмы подгрупп «Б-4» и «Б-5» начинают работать уже с двухлетнего возраста.
Мы перечислили лишь часть отличий ребёнка от взрослого. Как нам представляется, все отличия детей от взрослых нужны для формирования личности – и их не обойти. Даже слабость сексуального инстинкта у детей. Так что проблема будущих авторов АЛГПСИ – дать оправдание этому взгляду на вещи и дать объяснение специфики психологии детского возраста на основании особенностей их нейронных цепей. Проблема же для физиологов – выяснить значение гормонов вилочковой железы для работы детского мозга.
V. СВЯЗЬ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ АЛГПСИ С ДРУГИМИ КЛАССИФИКАЦИЯМИ, НАПРИМЕР, СОЦИОНИКОЙ.
В современной психологии и социологии имеются классификации людей по их психологическому типу. В АЛГПСИ в «Теории личности», книга 17 дана своя классификация, очень подробная. Построить соответствие (не взаимно-однозначное) между классификацией АЛГПСИ и другими классификациями психологии и социологии – задача будущих авторов. При этом построить соответствие между классификацией алгоритмической психологии и соционикой явно не удастся. Причина в том, что в соционике рассматривается выбор человеком схем поведения в зависимости от реакции органов чувств находящую информацию, тогда как в АЛГПСИ дано описание алгоритмов мозга, расклассифицированных по семантическим типам выходной (исходящей) информации алгоритмов мозга. Надежнейший признак площади зоны концентрированного внимания ни одной другой классификации, кроме классификации АЛГПСИ, не предложен. Соционическая классификация, как нам представляется, никуда не годится, потому что голодный человек не относится ни к зрительному, ни к слуховому типу, и основным источником информации для него являются не глаза и уши, а запахи. Так, согласно современной статистике, около половины населения земли недоедает, то есть испытывает постоянный голод.
VI. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ АЛГПСИ-ПСИХОАНАЛИЗА.
Ввиду простоты фрейдизма, в котором всё поведение человека объясняется двумя инстинктами – половым инстинктом и инстинктом стремления к смерти – весь психоанализ З.Фрейда сводится к опросу пациента относительно его нынешней жизни и детства, в которых не удовлетворялся или излишне возбуждался половой инстинкт и весьма сомнительный инстинкт стремления к смерти. Поскольку и сам учёный сомневался в существовании последнего, всё дело сводилось к половому инстинкту.
В АЛГПСИ есть огромное множество стереотипных алгоритмов мозга и нестереотипный алгоритм «Я». Психоанализ имеет целью установить психологические корни неудач или успехов пациента. Разумеется, в АЛГПСИ-психоанализе, если он когда-нибудь будет создан, не нужно будет копаться в детских воспоминаниях пациента. Однако ввиду огромного числа стереотипных алгоритмов мозга и большого числа функциональных особенностей шести функций алгоритма «Я», даже для сравнительно простых проблем пациента придётся спрашивать его мнение в течение многих недель, а может быть даже и месяцев. Конечно, для определения простых личностных параметров –
например, ширины зоны концентрированного внимания – длительный опрос не понадобится, но даже для определения такого простого параметра, как глубина гипноза в зависимости от способа гипноза без проведения самого сеанса, понадобится не одна тысяча вопросов. Определить эффективный способ гипноза без проведения самого гипноза важно, так как неудачные сеансы постепенно вырабатывают у пациента иммунитет к гипнозу как этими способами, так и некоторыми другими.
Что касается выяснения причин неудач в личной и общественной жизни пациента, то тут придётся задавать пациенту даже десятки тысяч вопросов. Всё это говорит о том, что у АЛГПСИ-психоаналитиков будет узкая специализация по пациентам, которых постиг тот или иной вид неудач и которые занимаются тем или иным видом деятельности ( которых постигла неудача в том виде деятельности, которой они занимаются?). Только это может сократить количество задаваемых пациенту вопросов. Но и в этом случае психоанализ одного человека будет продолжаться, вероятно, несколько недель, поскольку на многие вопросы тот не сможет дать точный ответ или перед этим должен будет долго и напряжённо его обдумывать. Мне же думается, что опросники АЛГПСИ-психоанализа будут свои для каждого АЛГПСИ-специалиста. Результаты работы АЛГПСИ-психоаналитика – выдача пациенту практических рекомендаций, не приносящих вред ни ему, ни окружающим. Рекомендации выдаются взрослому или подростку в возрасте 14-15 лет лично, а ребенку 8-9 лет – рекомендации не только касающиеся его, но и окружающих его взрослых.
Цель рекомендаций для взрослых:
1.максимальный душевный комфорт;
2.максимальный интерес к жизни;
Цель рекомендаций детям 8-9 лет и подросткам 14-15 лет:
1.максимальный душевный комфорт;
2.максимальный интерес к учёбе;
3.правильный выбор будущей профессии, то есть предметов, на которые ребёнок и его родители должны обратить особое внимание, поскольку эти дисциплины целесообразнее всего выбрать для дальнейшей специализации в высшем учебном заведении;
4.максимальный карьерный рост в будущей взрослой жизни;
5.максимальный интерес к жизни у вылепившегося из ребёнка взрослого человека.
Две главные заповеди АЛГПСИ-психоаналитиков:
1. homosapiens – это прежде всего Sapiens;
2. если попадается упрямый клиент, не желающий выполнять рекомендации – лучше всего не продолжать с ним работать и даже вернуть деньги, которые он внёс за психоанализ;
3. ориентировать детей и подростков на то, чтобы они старались выходить за рамки школьной программы, то есть занимались не только по учебникам, но и по научным и научно-популярным изданиям. Для этого психоаналитик должен быть достаточно хорошо образован – он не может быть только специалистом-психологом. АЛГПСИ-психоаналитик должен разбираться в математике, современной физике и биологии, литературе, музыке, в том числе обязательно в музыке классической.
В заключение хочу ещё раз повторить главное правило психоаналитиков: Homosapiens – это прежде всего Sapiens.