Всегда интересовала культура Одессы, взрастившей плеяду известных певцов, юмористов. И, посмотрев фильм Сергея Урсуляка «Ликвидация», у меня сложилось представление об одесском феномене.
Итак, какие условия послужили одесситам раскрытию вдохновения и формированию экстравагантной манеры речи и поведения?
В Одессе-маме, с её обилием контрабандной продукции, ещё с царских времён государство делило власть с криминальными авторитетами.
Такие люди, которые по каждому поводу бегут за защитой в полицейский участок, не выживали. Их сразу же местные авторитеты приговаривали к смертной казни. Каждый одессит с детства сам учился защищать себя и отстаивать свою честь. Он учился открытым решительным действиям, искусству речи, в которой убедительно обосновывал свои поступки. Учился такой манере поведения, чтобы не унизить других и сохранить собственное достоинство.
Культура Одессы складывалась в противоборстве двух ветвей власти: криминальной и государственной.
В городах, где правили и «заботились» о людях держиморды из полиции, население не отличалось от стада баранов. У них только одна культура – бояться полицейской дубинки и прилежно работать на благо государства.
У баранов подавлено вдохновение. Они могут только устраивать бунты и совершенно отсутствует желание творчества, познания.
Следует ли из этого, что нужно вводить криминальные режимы, чтобы защитить людей от произвола государства?
Нет, нужно просто вводить духовную власть из порядочных нравственно устойчивых людей, которые бы были в оппозиции к государству.