Духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама XIV определяет буддизм как науку о сознании.
Без науки не только религия - любая другая деятельность не способна достигнуть каких-либо результатов. А религия многие тысячи лет держит под своей духовной властью значительную часть населения планеты. Во благо это им или нет - это уже другой вопрос.
Будда Шакьямуни говорил, что сознание начинается как одна вещь, а кончается как другая вещь. Короткое эго воспринимает объективное бытие. Но этого одного восприятия мало, необходимо его сопоставить с памятью и осознать себя и окружающий мир.
Глубокое эго активирует кору больших полушарий и, соответственно, всю имеющуюся память. В глубоком эго происходят эмоциональные расстройства, поэтому возникают проблемы с памятью. Без памяти влюбляются или впадают в ярость.
Бытие есть относящаяся к текущей объективной реальности информация, которой оперирует короткое эго. Каким образом образовалось бытие и как его можно изменить - с этими вопросами актуализируется необходимость сознания.
Сознание обслуживает бытие и относится к прошлому или концептуальному бытию.
Модули теменной коры, синтезирующие ощущения тела и информацию окружающего мира, есть акцепторы. Два раза нельзя войти в одну воду по одной простой причине, что каждый раз после пробуждения вихрь нервных импульсов эго образует связь с новым акцептором. Человек всю жизнь постоянно заново рождается, а прошлая и будущая жизнь - это всего лишь иллюзия сознания.
Новый действующий акцептор назовем теосом. Отработанные акцепторы есть лики.
Теос есть не совсем чистый лист бумаги. В теосе есть генетическая программа наследственного поведения, он использует память образовавшихся при жизни ликов и способен импровизировать поведение, создавать новые представления и навыки поведения, после чего теос становится ликом.
Каждый акцептор имеет выход ко всем орбитам эго, соответственно, у него есть короткие, средние и глубокие орбиты, за исключением ликов, у которых отмирают короткие орбиты. Через глубокие орбиты (через орбиты глубокого эго) теос получает связь со всеми имеющимися ликами. Через средние орбиты теос поддерживает связь с ликами, которые использовались в недавнем времени. Расстройства глубокого эго ведут к ретроградной амнезии, расстройства среднего эго к антероградной амнезии.
У детей и у взрослых, не сохраняющих самообладание, восприятие всякого предмета устремляется к акцепторам. Для акцепторного восприятия характерно то, что информация предмета смешивается с ощущениями собственного тела. У акцептора имеется генетическая программа подражания - человек мысленно или наяву повторяет действия и движения воспринимаемого предмета.
В двух полушариях мозга два теоса. Теос с короткими орбитами реализует поведение, подражая теосу в противоположном полушарии, который в средних орбитах совершает мысленные действия.