Всякое явление имеет причины, по которым мы можем судить, как это явление будет развиваться, чего оно достигнет. В равной мере, поведение, жизнедеятельность человека имеет причины, называемые мотивацией человека.
Существует многосторонняя физиологическая потребность, заключающаяся в необходимости защиты жизни, в необходимости размножения и защиты потомства, в утолении жажды и голода, в поддержании нормального кровообращения. Физиологическая потребность, как причина поведения, запускает механизм поведения исключительно на основе инстинктивных реакций, вся изначальная программа поведения заложена в генетической памяти организма. Физиологическая потребность успокаивается, как только поведение достигает определённых целей: внешний мир и внутренняя среда организма больше не сигнализируют соответствующие факторы.
Физиологическую потребность мы можем удовлетворить, не совершая каких-либо действий, а всего лишь изменив своё отношение к ощущениям, к восприятию. Можно не воспринимать чувство голода и оставаться в покое наравне с сытым. Можно не воспринимать опасные ситуации и сдержать защитные реакции инстинкта самосохранения.
Определим психическую потребность, как противоположность физиологической потребности. Единство этих двух противоположностей и обуславливает многогранную, зачастую противоречивую, лишённую здравого смысла жизнедеятельность человека.
Эволюционно у высокоразвитых животных психическая потребность возникла в необходимости постоянной поддержки высокой активности центральной нервной системы. Особенно актуальной психическая потребность стала у человека, вынужденного выживать среди дикой природы в окружении огромных мамонтов и безжалостных саблезубых тигров.
Почему удовлетворение психической потребности противоположно физиологической потребности?
Наиболее высокую активность ЦНС можно достичь, сдерживая удовлетворение физиологических потребностей. Если мы полностью подчинимся инстинктивным реакциям физиологии, то рискуем впасть в депрессивное состояние, лишимся всех душевных сил.
В борьбе со страшной депрессией человек создаёт искусственные физиологические потребности: ввергает организм в зависимость от алкоголя, никотина и наркотиков. А затем сдерживает удовлетворение всех этих вредных привычек, поддерживая активность ЦНС и удовлетворяя психическую потребность.
Все отношения мужчин и женщин можно было бы свести к вульгарному сексу, но необходимость удовлетворения психической потребности побуждает сдерживать половые рефлексы и влечёт создавать романтические отношения. А иногда мужчина не контролирует свою психическую потребность - и как хищник играет, развлекается со своей жертвой, потом съедает её.
Особенно интересно удовлетворение психической потребности в увлечении навязчивой идеей. Человек увлекается деятельностью, которая вовсе не приведёт к улучшению его материального благополучия, но он всё же отдаёт ей все силы, все умственные способности. Постоянные мысли об этой идеи отвлекают от еды, от вредных привычек, благодаря чему легче контролировать физиологические потребности и сосредотачивать душевные силы.
Необходимо принять во внимание, что ЦНС система большая, поэтому всю её активность нецелесообразно отождествлять с психической потребностью. Психическая потребность состоит из духовной и эмоциональной потребности.
Эмоциональная потребность напрямую связана с физиологической потребностью, её нейрофизиологическая основа - лимбическая система мозга. Именно лимбическая система приходит в состояние повышенного возбуждения, когда физиологические потребности актуальны.
Духовная потребность связана с активностью лобных долей коры больших полушарий.
Эго человека есть кодированная нервными импульсами информация в замкнутых путях лимбической системы мозга. Для эго обязательно необходим образ в коре больших полушарий, с которым эго образует Я, пробуждая представление самого себя, сознание.
Образов самого себя много, в совокупности они определяют духовность человека.
Для реализации всей духовности необходима высшая степень удовлетворения психической потребности. Состояние психики называется вдохновением, когда человек своё эго может воссоединить с любым своим Я. В состоянии вдохновения человек испытывает наивысшую радость, он счастлив.
Деятельность человека состоит из двух циклов. Сначала он ищет пути достижения состояния вдохновения. Но удовлетворённая психическая потребность - это ведь высокая активность центральной нервной системы, которая требует новую деятельность. В состоянии вдохновения человек занимается той или иной деятельностью ради самой деятельности.
Ад - это когда эго человека лишается связи с каким-либо его Я. В этом случае эго полностью подчиняется реакциям инстинктов, человек лишается свободы воли.
Осознание ада продуцирует страх. Человек имеет Я и его мучает страх лишиться Я и оказаться в аду.
Страх мешает перейти от одного Я к другому, поэтому человек всегда стоит перед выбором: быть или не быть. Вдохновение даёт решительность и позволяет перейти от одного Я к более возвышенному, сильному.
Но страх также позволяет и держаться своего Я, без страха человек необходимо обрекает себя на адские страдания.
Переход от одного Я к другому Я, к новому сознанию необходимо происходит после совершения поступка. И основной страх заключается в совершении поступка, после которого утратится прежнее Я и, возможно, душа уже более никогда не найдёт покоя.
Существует вера, которая позволяет преодолеть страх и совершить поступок. И вера эта основана на вере в существовании идеального Я, в котором человек обретёт вечный счастливый покой, райское наслаждение. Одни люди это высшее Я связывают с Богом, другие это идеальное Я сопоставляют с собою.
Человек всю жизнь вынужден постоянно укреплять в себе веру, без которой он утрачивает всякую жизнедеятельность. Он совершает определённые поступки или ритуальные действия с целью укрепления веры. Когда вера укреплена, то переходит уже к важным поступкам в своей жизни.