Со всей уверенностью можно сказать, мотивация современных психологов дистанцироваться от традиционной религии привела к определению психологии, как науки о неком сознании. Священники бы психологию назвали наукой о душе, но новые брахманы сути человеческой исключили душу из терминологического словаря, заменили её сознанием.
Конкуренция между психологами и священниками очевидная. И те и другие одержимы исповедовать людей, дают им наставления и жизненные установки - берут плату за свои услуги. С удовольствием ритуалами, молитвами и тренингами отключают у людей самообладание, ввергают их в безвольное "наркотическое" состояние, в котором человек забывается и душевно отдыхает от мира.
Чтобы показать преимущество собственный знаний, для этого и заменяют понятия, не используют понятия конкурирующих компаний. Торговую марку чужой компании нельзя же использовать. А душа - это и есть своего рода бренд традиционных религиозных учений.
А вообще, представления о душе, о сознании и о других гипотетических субстанциях - это вовсе не наука, а философия. Наука занимается конкретными вещами.
Наука предсказывает явления во времени и в определенной точке пространства, проводит эксперименты для доказательства и уточнения своих познаний. Философия науке необходима, но она не ограничивается ею.
И если психологию рассматривать в качестве науки, то она должна нам давать высказывания не о душе и не о сознании, а о конкретных наблюдаемых вещах.
Психология есть наука о жизнедеятельности и поведении человека и общества. Как человек себя поведет в определенных обстоятельствах - это и есть научная психология. Существует социальная психология, предсказывающая поведение общества.
Клиническая психология занимается душевными переживаниями и расстройствами личности. Клинический психолог имеет моральное право посоветовать пациенту обратиться к священнику, чтобы тот грамотно и красиво изменил его сознание и восприятие и избавил от невротического состояния. Для лечения душевных заболеваний людям необходимо отвлекаться от жестокой реальности и погружаться в вымышленные миры.
Наука и религия вполне могут мирно сосуществовать друг с другом, если избавить определенную часть традиционного и остального духовенства от жажды наживы и дележа паствы.