Нравственность человека далеко не является исключительно предметом воспитания. Среди воспитанных и образованных людей не так уж и редко встречаются безжалостные злодеи, маниакальные убийцы. Нравственность и доброта исходно заложены в наших генах, но как они реализуются в жизни каждого человека - здесь уже размах из крайности в крайность. Люди часто подавляют в себе природную доброту с той целью, чтобы быть безжалостными и успешными.
В голодные военные времена все же доминирует не деморализация общества, а совсем наоборот - душевный подъем, сплоченность, взаимовыручка, что позволяет стране выстоять и победить. В мирное же время в обеспеченном индустриальном обществе просматривается некая черствость в отношениях между людьми, отсутствие сострадания. Создается ощущение, если бы не контролируемые государством правовые нормы, то на вид культурные и хорошо одетые люди перегрызли бы друг друга.
Ещё можно наблюдать такой парадокс. Бывает, человек неоднократно судим по тяжелым статьям, прошел все сибирские лагеря, но он как-то более подвижен, внимателен и способен на бескорыстные поступки. Однако часто молодежь в общественном транспорте, развалившись в креслах, в наушниках наслаждается виртуальным миром и совершенно равнодушна к рядом стоящим пожилым людям. Или даже и испытывают угрызения совести, но лень, тяжело подняться и уступить место.
Нравственность человека далеко не является исключительно предметом воспитания. Среди воспитанных и образованных людей не так уж и редко встречаются безжалостные злодеи, маниакальные убийцы. Нравственность и доброта исходно заложены в наших генах, но как они реализуются в жизни каждого человека - здесь уже размах из крайности в крайность. Люди часто подавляют в себе природную доброту с той целью, чтобы быть безжалостными и успешными.
Исконная природная доброта была ещё на заре появления на планете человечества, она позволяла держаться вместе и сообща защищаться от свирепых зверей. С природной добротой проявляли заботу к больным сородичам, помогали выживать до половой зрелости особям с наследственной генетической изменчивостью.
Но как только появлялись существа с проблесками разума - они получали власть над собственными инстинктами и вовсе уже не были наивными добрыми ангелами. Уничтожали всех вокруг себя, кто был слабее их, в том числе и своих прародителей. Уничтожали целиком следы и звенья своего эволюционного развития, ведь охотиться на ближайших родственников было проще.
Стабильность эволюционного развития наступила, когда к разуму присоединилась нравственность. Нравственность - это жить в гармонии с природной добротой, чем в маниакальных состояниях насиловать себя и рушить все вокруг себя.
Почему же люди не могут жить нравственно в гармонии с добротой в спокойном материально обеспеченном мире?
Обеспеченная жизнь в индустриальном обществе, где нет необходимости прилагать большие усилия в трудовой деятельности, расхолаживает человеческий дух, ослабляет силу воли, силу к жизни. Отсутствие душевной энергии ведет к физиологическому застою и расстройству организма, психика разлагается и инициирует всевозможные заболевания.
На фоне духовного и физиологического разложения дезориентируется и нарушается природная доброта. Человек с проблемной нравственностью может быть сентиментален к собакам и кошкам, но бесчеловечным к людям. Гены доброты требуют проявления сентиментальности, которую деморализованный человек направляет к чему угодно, но только не к людям.
Спасение от деградации нравственности есть. Достаточно хотя бы одному человеку оставаться до конца нравственным - и он поведет за собою общество. Необходимо заниматься спортом, искусством и беречь время, не тратить его впустую на безделье.