Есть ненависть к дальним, но ещё более жгучая и невыносимая ненависть к ближним.
В учении великого еврейского духовного просветителя Иисуса Христа любовь к ближним является основополагающим наставлением.
Ненависть к дальним имеет две причины. Это страх перед ними, преобразуемый в превентивную агрессию. Вторая причина - соблазн завладеть их благами, поэтому используют всевозможную демагогию о собственном превосходстве с целью подавить в себе человеческие чувства сострадания.
Но реальная угроза от ближних, которые притесняют свободу и навязывают свою волю, заставляют исполнять социальные обязательства.
Чувства доброты заложены в генах человека, они позволяют сплачиваться и добиваться совместных намерений. Но равно в генах есть и сопернические инстинкты внутривидовой борьбы за существование. И человека всю жизнь бросает из одной крайности в другую: то в нем пушистое милосердие, то становится свирепым зверем.
Возлюбить ближнего - значит, найти в себе золотую середину по отношению к нему: удержать себя от ненависти и не впасть в глупое добродушие.
Добродушием люди могут злоупотреблять. Они претворяются больными и бедными, а затем у них пропадает желание трудиться, паразитируют в обществе.
Но вряд ли стоит природное наше добродушие направлять от людей к домашним животным. Так делали в нацисткой Германии, нацисты первые свои законы выпустили о защите животных и ни к чему хорошему это не привело.