Люди не хотят беспокоить голову размышлениями, поэтому убеждены, что все в мире известно, все знания надежно хранятся в священных писаниях или в учебных научных пособиях.
Хотя на самом деле далеко все не так. И даже в фундаментальных экономических понятиях (предложение, спрос, стоимость, цена), с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, нет единого мнения в научных кругах. Да и наука стремится больше оперировать понятиями, выявлять между ними математические корреляции, а не вникать в их суть.
И вот когда человек причисляет себя к всезнающему гуру, а на практике не может понять и объяснить, почему цены на товары скачут, то впадает в невротическое состояние или начинает выдумывать конспирологические теории. В обоих случаях на бизнес и предпринимателей свешивают всех собак, обвиняют их в заговоре.
Со всей очевидностью можно утверждать, предложение есть определенное количество товаров на рынке, готовых к использованию и потреблению.
Предложение всегда ограниченное. Неограниченное предложение - это раздать товары всем желающим бесплатно. Ограничивается предложение стоимостью и количеством единиц товаров.
В стоимость входят затраты на изготовление товара, доставка и прибыль. Продавец товара не является альтруистом, поэтому без хоть какой-то прибыли он работать не может. Доставка состоит далеко не только из одних транспортных расходов: необходимо уплатить все налоги, пересечь таможенные границы с их пошлинами.
Продавец не может продавать товар ниже его стоимости. Иногда он так поступает, но временно и ради борьбы с конкурентами.
Цену на товар дает покупатель. И если от цены отнять стоимость, то эта разница и есть спрос. Спрос приносит доходы сверх прибыли.
Спрос зависит от количества людей, желающих приобрести товар и готовых заплатить цену выше стоимости.
Но продавец же не может в один момент обслужить всех. Потенциальные покупатели создают очередь за товаром.
Очередь же - это то, чего свободный рынок категорически терпеть не может. Цена на товар стремительно растет до тех пор, пока товар не станет доступным без всяких очередей. Это значит, что часть потенциальных покупателей отсеивается, переходят они на аналоговый более дешевый, менее качественный и престижный товар.
Беда современного мира - это таможенные и визовые границы, из-за которых стоимость на товары завышена, а государства с пошлин создают оружие для войны друг с другом.
В будущем мире не будет границ для товаров и рабочей силы.
Предположим, некая государственная или частная компания посредством демпинга подминает под себя все мировые рынки. Остается только догадываться, за какую зарплату люди работают в этой компании. Гораздо разумнее не воевать с товарами, а пригласить этих людей к себе и предложить им более достойную заработную плату.
Тем более, в будущем мире гастарбайтеры вовсе не будут физически в оффлайне пересекать государственные границы и создавать миграционные и межкультурные кризисы. Они из родного дома через компьютер и Интернет предоставят свои трудовые услуги.