Говорят, что природа зла в инстинктах. Но ведь инстинкты сотни миллионов лет управляют всей фауной. И нет более злобного зверя, чем хомо сапиенс, уничтожающий всё живое вокруг себя. Более того, не ради выживания человек свирепствует, а ради собственного удовольствия.
Человек, пока ещё не был разумным, эволюционировал как социальное животное. И в инстинктах, в генах как раз заложена не злоба, а доброта и забота по отношению к своим сородичам.
Существуют археологические доказательства — архантропы помогали выживать больным особям. Умерших захоранивали они и клали им в могилу еду. Не в инстинктах, а как раз в разуме природа зла человека!
И чтобы стать ещё более разумным и успешным в жизни, человек ведь не распускает, а подавляет свои инстинкты, глумится над своей природой. Подавляет в том числе и инстинкты доброты.
Аскетизм — это и есть та самая практика подавления собственных инстинктов с целью обретения разума и воли.
Существует некультурный стихийный аскетизм, с помощью которого человек решительно и быстро обретает разум, нанося вред инстинктам доброты и разрушая свою нравственность.
К некультурному аскетизму относятся чрезмерные голодания или обжорство, истязание организма алкоголем, никотином, наркотиками. Разрушая свой организм — человек получает самовлюблённое удовольствие, свободу мысли.
Но существуют так же и культурные аскезы, которые тысячелетиями формировались религиозными школами. Культурный аскетизм намного сложнее. Он даёт просветление разума, но при этом сохраняет нравственность человека.
В культурном аскетизме так же совершается насилие над телом, но при этом освобождающийся разум строго привязывают к убеждениям, к заповедям, к принципам нравственности.