Воспитание талантливого ребенка
Воспитание талантливого ребенка

Не секрет, что гениальных и суперталантливых в естественных науках детей становится все меньше. Впрочем, в музыке и в поэзии – тоже. (Под талантливыми детьми я подразумеваю не вундеркиндов, а тех, чей талант принесет плоды впоследствии - в течение их жизни.)

Это не значит, что человек вырождается.

Просто ухудшается воспитание детей. Социальная обстановка.

Но это можно исправить. Тому, как это исправить, и посвящен цикл моих статей.

Статья 1

Индийская народная мудрость гласит: «Если хочешь что-то сделать хорошо – желай не плодов своих действий, а самих действий!» (Обычно индусы первую часть этого высказывания – ту, что стоит до знака тире – опускают.)

Современную фундаментальную науку и совр. искусство финансовыми вливаниями не поднять. Ибо настоящие ученые работают не ради плодов, т.e. не ради денег.

Фундаментальные открытия в естественных науках – это как игра «на бис» у музыкантов: за это полагаются почет и любовь публики – но за это никто заранее не платит (а часто не платят и потом).

Талантливым следует считать такого ребенка, у которого наблюдаются задатки избыточной страсти к познанию. Но для того, чтобы наблюдать эти задатки, нужно понять, что такое страсть к познанию у взрослого человека (и у ребенка – тоже).

Страсть к познанию у взрослого человека базируется на 4-х фундаментальных стремлениях:

1) Инерция процесса изучения в ожидании фундаментально новой информации, поражающей воображение [основана на инстинкте преследования цели и на страсти пункта 2],

2) страсть к фундаментально новой информации, поражающей воображение, т.е. страсть к информации, нарушающей стереотипы мышления, т.е. фактически любовь к чудесам (если они не опасны) [инстинкт],

3) стремление гордиться своим мозгом и своими знаниями о мире [воспитывается страстью пункта 4],

4) стремление к доминированию в школьной обстановке или в обстановке научного коллектива [базируется на инстинкте стремления к доминированию].

Вы спросите: а где же здесь стремление к деньгам? Во-первых, стремление к большим деньгам – это стремление к доминированию. Во-вторых, стремление к небольшим деньгам на пропитание давит на человека, мешая полету мысли, ибо такие деньги ты зарабатывать обязан, иначе умрешь или станешь бедняком – отсюда неприятные ощущения, давящие полет мысли.

А в-третьих, и это главное – стремление п. 4 без стремлений п.п. 1,2,3 вообще честного ученого (да и гения в др. областях) не создаст: фальсифицировать результаты опытов или администрировать в науке (и в др. областях) очень легко – и человек со стремлением п.4 так и будет делать, и рекламу себе на этом сделать тоже очень легко. Тогда – зачем такому человеку наука и искусство?

Итак, будущего гения отличают только страсти п.п. 1, 2, 3, причем страсть п. 3 без наличия страстей п.п. 1, 2 воспитается навряд ли, а без вредной страсти п. 4 не воспитается вовсе.

Поэтому главное в раннем тестировании детей на будущее развитие гениальности – стремления п.п. 1, 2.

Если они избыточны и не будут удовлетворяться ни уходом ребенка в религию, ни чтением фантастики и просмотром фантастических фильмов, ни др. ложными способами – то ребенок с большой вероятностью вырастет в талантливого ученого или гения в др. областях культуры.

(Что касается компьютерных игр – то они вредны втройне: во-первых, они, эксплуатируя инстинкт преследования цели, уменьшают инерцию изучения в науке; во-вторых, обстановка их фантастична – и они вредны как фантастика; в-третьих, время ожидания чуда (т.е. сбоя стереотипов мышления) в них много короче, чем в научном исследовании, ибо каждый кадр фантастичен, и это отучает детей от ожидания чуда, созданного своими собственными усилиями. Ведь, исследуя науки, ты творишь чудо сам – скажем, вычисляя интерференцию электрона на двух щелях или вычисляя эйнштейновское замедление времени в неинерциальной системе отсчета. А компьютерные игры дарят тебе чудеса фантастической обстановки каждую секунду и тем самым отучают ожидать чудес и производить их с трудом самому.)

Из всего, сказанного в этой статье до предыдущего абзаца, я исходил при разработке следующего теста, по которому родители, хорошо знающие своего ребенка в возрасте до 8-ми лет, легко определят, имеет ли он реальные шансы вырасти в гения и стоит ли воспитывать его как-то по-особому.

Тест

Признаки таланта в детях до 8 лет:

Т1) Попытка ребенка запроектировать сложное техническое устройство, т.е. нарисовать его внутреннюю схему – например, настоящий пистолет, автомат, дальномер, швейную машинку и т.п. – не имея ни чертежей, ни аналогий этих устройств –25 баллов;

Т2) Способность часами наблюдать за поведением простых животных вроде лягушки, паука, гусеницы, червя – при условии, что ребенку известно, что это животное не является ни едой, ни опасностью – 8 баллов;

Т3) Желание препарировать простое животное – 5 баллов;

Т4) Желание сделать простое или сложное хим. вещество, не зная технологии его изготовления – 5 баллов;

Т5) Желание запроектировать молекулу вещества с определенными свойствами – 30 баллов;

Т6) Попытка зашифровать информацию на компьютере с проектами шифратора и дешифратора – 8 баллов;

Т7) Создание письменного шрифта – только не зеркального, не «все слова наоборот» и не «пляшущих человечков» Конан Дойля – 8 баллов;

Т8) Попытка написать дешифрующую компьютерную программу для неизвестных шифров или ее алгоритм – 20 баллов;

Т9) Попытка читать книги об устройстве вселенной (не религиозные, а научные) – 10 баллов.

Предлагаемый тест хорош тем, что оценивает не реализацию попыток ребенка и научно-технический успех в них, а сами попытки т.е. оценивает не знания ребенка, а страсть к познанию и творчеству, а также упорство в творчестве.

Ведь всем известно, что Эйнштейн и Шредингер соображали медленно, но отличались огромной страстью к познанию и упорством в творчестве. Ни один из них в детстве вундеркиндом не был.

Дети, набравшие в сумме хотя бы 10 баллов талантливы и должны обучаться в спецшколах. А в семье должны воспитываться по-особому

(см. дальнейшие статьи В. Кициса на этом сайте).

_______________________________________________________

Статья 2

Эта статья будет состоять из 3-х частей.

Часть I. Развитие ребенка в школе для продвинутых в естественных науках.

Часть II. Психологический комфорт в семье и в школе.

Часть III. Изменение правил приема в вузы.

Часть I

Вспомним из статьи 1, что главное у сверхталантливого ребенка – это страсть к познанию, которая базируется на любви к информации, вызывающей сбои стереотипов мышления, т.е. на любви к чудесам, и на инерции изучения в ожидании такой информации.

Первым делом нужно и в школе и дома знакомить ребенка с чудесами науки – ведь инерция изучения базируется на инстинкте преследования цели -

а он, как правило, у мальчиков развит очень хорошо, даже гипертрофирован. А вот любовь к чудесам науки – именно науки – следует воспитывать.

На этом сайте в книге 8 напечатана четкая программа знакомства детей с чудесами естественных наук.

Эта программа очень длинна для этого цикла статей.

В семье и в спецшколе нужно заботиться о том, чтобы любовь к чудесам не завела ребенка в изучение религии, в чтение фантастики и просмотр фантастических фильмов, в чрезмерную любовь к цирку, в компьютерные игры. Нужно создать особый психологический комфорт для ребенка, который не удовлетворяет его страсть к познанию обманными чудесами.

Часть II.

Для этого нужно постоянно объяснять ребенку, что наш век полон мифов о якобы существующих чудесах, которых не было и нет.

Но при этом ни в коем случае не нужно толкать ребенка к мысли, что все чудеса – туфта и нужно следовать стереотипам мышления. Да он и не поверит такой мысли – зная о чудесах науки. Нужно лишь не допустить, чтобы он ушел в познание других, ложных чудес. (И в компьютерные игры – тоже, но как с ними бороться – я не знаю.)

Если Вы, например, живете в Израиле – следует рассказать ребенку, что Тора и 10 заповедей даны не мифическим Богом, а придуманы людьми, что Бога, скорее всего, нету, а если даже есть – то он не вмешивается в дела Вселенной: иначе он не допустил бы холокоста, да и электроны не всегда летали бы по точно или неточно, но вычисленным путям. Нужно объяснить, что смысл жизни – в самой жизни, ее удовольствиях и мучениях, да еще – в потомстве. А не в том, чтобы нести какие-то идеи народам (если только эти идеи не увеличат людям удовольствие от жизни или не уменьшат сумму мучений). Так что евреи – отнюдь не избранная раса, и Бог ради них чудес не творил, и море они по обнажившимуся ради них дну не переходили, ну и т.д.

А чтобы в семье был психологический комфорт для ребенка, любящего сбои стереотипов мышления (т.е. чудеса) – в семье должны быть соответствующее искусство и соответствующий спорт (это будет описано в статье 3).

Часть I (продолжение).

В школе при преподавании физики нужно выводить все сложные формулы из более простых.

Например, все чудеса теории относительности – из постоянства скорости света и однородности и изотропности пространства в инерциальных системах отсчета. Магнитное притяжение и отталкивание токов – из закона Кулона, из сохранения зарядов и из теории относительности. (К сожалению, всю теорию Максвелла вывести из этого не удастся в рамках школьной математики.) Законы Кеплера вывести из закона притяжения масс. Дать понятие об изменении законов Кеплера Эйнштейном.

Все это разовьет в подростках философию естествознания и инстинкт преследования цели в научном исследовании.

Хорошо бы познакомить подростков с современной философией астрофизики (см. cайт www.etudy.narod.ru или здесь книгу 8, главу Д, пункт Д1.3.12, отступление в квадратных скобках).

Часть III.

Разумеется, для таким образом развитых подростков и юношей (а также девушек) совершенно не подходят современные правила приема в ВУЗ, практикуемые в Израиле - да их и в России грозятся ввести.

Израиль. В Израиле экзамен при приеме в ВУЗ состоит из т.н. «психотеста», т.е. из задавания подростку более сотни простых вопросов на понимание им готовых, имеющихся в его голове сотен формул. Философия вывода формул и забывание формул при этом не учитываются, а способность самостоятельно строить короткие математические теории не проверяется.

Россия. В России грозятся отменить экзамен в ВУЗ и учитывать только результаты единого экзамена на аттестат зрелости. Т.е. все недостатки, выделенные жирным шрифтом для Израиля, будут иметь место и в России.

Выводы. При приеме в ВУЗ на математический факультет или на факультеты естественных наук экзамены по математике и физике (а может быть и химии) должны состоять из 4-х или 5-ти очень сложных задач, на решение которых дается 6 часов (или более) времени. При этом должны проверяться:

а) способность самостоятельно строить несложные математические теории,

б) знание философии вывода формул из простых формул и фактов, упорство в таком выводе,

в) правильность представления о физическом мире.

Только при таких экзаменах в ВУЗ попадут лишь люди, обладающие сильной страстью к познанию и способные на самостоятельное исследование.

Статья 3

Эта статья посвящена тому, как организовать быт семьи так, чтобы талантливый в естественных науках и в математике ребенок, обладающий повышенной страстью к познанию (см. статью 1) не растерял свой талант.

Для этого родители должны пойти на некоторое ограничение собственных запросов в быту. Во-первых, нужно вызвать мастера и испортить телевизор так, чтобы он показывал только канал “MEZZO”. По этому каналу транслируют только классическую и народную музыку – попса и фантастические фильмы отсутствуют. Народная музыка не отупляет, а классическая музыка, не отупляя человека, содержит моменты сбоя стереотипов музыкального мышления ребенка – что ввиду приятности музыки поддерживает в талантливом ребенке инстинкт любви к сбоям стереотипов мышления. Попса же отупляет: она не содержит ни чудес, ни игры ума. Почему вредны фантастические фильмы – см. статью 2. Рекомендуется музыка Баха, Бетховена, Чайковского, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Моцарта (не молодого), Шумана, Шуберта.

Из поэтов ребенок должен в основном потреблять тех, чьи стихи содержат сбои стереотипов восприятия мира: И. Бродского, Б. Пастернака, И. Елагина, Леопольда Эпштейна, Вл. Кициса, Заболоцкого и т.д. Эти стихи гармонизируют в ребенке любовь к чудесам.

Ребенок не должен чураться подвижных игр с другими детьми и обязательно должен бегать, пусть не каждый день, дистанцию 800-1200м. Это укрепит в нем инстинкт преследования цели. Бег – не трусцой и желательно на время.

Восточными единоборствами заниматься не рекомендую: они сродни религиям и частично удовлетворяют стремление к чудесам жизни. Так что страсть к познанию уменьшается.

Талантливые дети бывают очень склонны к гимнастике индийских йогов. С точки зрения алгоритмической психологии отношение к ней двоякое.

Во-первых, она дает сбои стереотипов мышления (т.е. немного уменьшает страсть к познанию и отчасти заменяет ее страстью к самопознанию) - т.е. она вредна для детей, у которых страсть к чудесам не льется через край.

Во-вторых, она укрепляет «Я» ребенка, подвергая «Я» испытаниям самопознанием, т.е. полезна. Но только нужно следить, чтобы ребенок верил в прану, карму и нирвану лишь во время гимнастики: нужно объяснить ребенку, что ни праны, ни кармы, ни нирваны на самом деле нет и что для частичного бессмертия человек должен либо писать хорошие книги, либо снять бессмертный фильм, либо написать бессмертную музыку – словом, создать частичное материальное воплощение своей души и ума – особенно ума.

От религии в семье нужно отказаться (см. статью 2). Желательно не покупать в семью компьютерные игры (см. статью 1).

Нужно также объяснить ребенку, что парапсихология, ясновидение, «энергетика» и т.п. – миф сродни религии, созданный 20-м веком (см. мои книги здесь или на сайте www.etudy.narod.ru и там же статью «Что изучать – торсионные поля или ту массовую дезинформацию, которую они собой представляют»).

Небольшое количество хорошей прозы, гармонизирующей в читателе любовь к чудесам - например романы Булгакова – ребенку и подростку не повредит. Даже будет полезно – ибо любовь к чудесам приводит душу подростка к некоторой дисгармонии.

Если ребенок склонен заниматься химией, или фотографией, или выращиванием кактусов – не бойтесь этого, создайте ему дома химлабораторию и пусть занимается этим профессионально. Человек ведь познает мир не только головой, но и руками.

Любовь к животным тоже поддерживайте: наблюдая за развитием, например, котенка, ребенок поймет, что животные, взрослея, теряют любовь к играм и к чудесам. Взрослые животные ведь живут только стереотипами поведения и мышления, никогда от них не отклоняясь.

Статья 4

Эта статья посвящена переходному возрасту и пробуждению полового инстинкта в ребенке.

Во-первых, слияние любви к сбою стереотипов мышления с сексуальным инстинктом приводит к тому, что талантливый ребенок склонен выбирать себе неподходящие секс-объекты. Во-вторых, повышенная страсть к познанию нового (уже сформировавшаяся) оборачивается множеством влюбленностей и частой сменой объектов сексуального желания. Поэтому страсть к познанию оборачивается страстью к познанию новых (часто неудачных) секс-объектов и может в случае частого получения удовлетворения воспитать комплекс донжуана в ребенке. Ребенок с комплексом донжуана ученым уже навряд ли станет, да и поэтом или музыкантом – тоже.

Следствие из сказанного: ребенка, если он талантлив, нужно готовить к наступлению возраста пробуждения сексуальных желаний (если родители хотят, чтобы его талант принес плоды).

Во-первых, нужно говорить с ним только спокойным тоном. И нужно всячески давать ему понять, что есть области, в которых нужно следовать стереотипам мышления и чувств, а не стремиться к их сбоям. И секс - одна из таких областей.

Нужно рассказать ему об образах любви, генетически заложенных в мозг человека. Например, если мальчик сероглаз или голубоглаз – он по-настоящему влюбится, скорее всего, в голубоглазую блондинку или шатенку, а если черноглаз – то влюбится в девушку с черными глазами, или с карими, но не с серо-голубыми. Нужно подготовить ребенка к тому, что на первых порах мальчику будут нравиться женщины с тонкой талией и большим задом, но что впоследствии это изменится.

А вот с девочками легче – но девочки редко бывают талантливы. Однако в любви они почти точно следуют стереотипам, т.е. образам любви – оттого с ними проще.

Далее: талантливому ребенку нужно внушить, что удача и получение удовлетворения в любви – это дело редкое, и что девочки на практике менее доступны, чем в телевизионных фильмах, и их надо добиваться постепенно, и при этом развращать их совместным просмотром секс-фильмов необязательно и даже нежелательно.

Очень поможет ребенку и искусство, которое я рекомендовал в статье 3.

Можно прямо сказать ребенку, что донжуан – человек в каком-то смысле мертвый: его волнует лишь познание новых секс-объектов, и более ничего.

Но нужно помнить: все эти разговоры помогут ребенку лишь в случае, если родители имеют в его глазах авторитет и уважают друг друга и ребенка. Приказной тон в разговорах дома исключается.

В компаниях девочек, окружающих мальчика переходного возраста, желательно наличие лишь одной девочки, которая ему по-настоящему нравится. Впрочем, ограничений он чувствовать не должен, ибо если он их почувствует – он возненавидит родителей.

О том, как родителям перед подготовкой к переходному возрасту завоевать авторитет в глазах талантливого ребенка – в следующей статье.

Статья 5

Старайтесь никогда не пороть ребенку чушь.

Слово «нельзя» должно быть всегда обосновано: почему это «нельзя».

Лучше признаться: «Я не знаю» – чем дать неверное объяснение. Особенно ребенку.

Даже в мелких советах не должно быть глупостей. Принцип: «Если хочешь иметь свободу – уважай свободу других» - должен пропагандироваться дома.

Если ребенок еще учится не в спецшколе – не обращайте внимания на его школьные оценки. Если ребенок ходит в общеобразовательную школу и в спецшколу – интересуйтесь только спецшколой.

Особенно интересуйтесь, что в спецшколе дают без обоснований и доказательств, а что – с доказательством. Если без доказательств дают слишком многое - спецшкола Вашему ребенку не подходит, и ее надо сменить. Помните: даже геометрия Гильберта насчитывает всего лишь 17 аксиом. Теория множеств – это около 15 аксиом, схем аксиом и правил вывода. И т.д.

Старайтесь избавить ребенка от изучения в школе религии (см. статью 1 стр.2 на странице абзац 3, а также статью 2 часть II, абзац этой части 3).

Если ребенок уже находится в возрасте сексуального желания – никогда не заговаривайте с ним об этом по собственной инициативе: инициативу в таких разговорах оставьте ему. Впрочем, если он не достиг этого возраста – объекты его любви тоже не трогайте. Говорите с ним о любви только абстрактно (см. статью 4).

Ни в коем случае не отдавайте ребенка в спецшколу, где преподают психологию по Фрейду: мало того, что она неверна – она еще и может сформировать из ребенка донжуана (см. статью 4). Учителя художественных школ – часто либо поклонники Фрейда, либо религиозны. Следите, к какому учителю попало Ваше дитя!

Ребенку, у которого уже сформировалась осознанная страсть к познанию, объясните вред компьютерных игр так, как он объяснен в моих статьях, и вред от фантастики. Он поймет – и не захочет губить себя. Можно объяснить и вред религии так, как он объяснен в моих статьях. Все эти вещи обманывают страсть к познанию, удовлетворяя ее чудесами, которых в реальности не существует. И тем уничтожают страсть к познанию реальных чудес. Ибо, если страсть удовлетворена – ее уже нет. Страсть – это стремление к ее удовлетворению.

Новости клуба

  • Андрей Булатов
    2024-11-14 16:15:47
    Карма и фатум
    Карма и фатум

    Человека окружают явления, сам он явление. У явлений можем наблюдать параметры пространства и времени, у самого явления параметры. Между явлениями существуют причинно-следственные связи.

    Из явлений с причинно-следственными связями и с общими параметрами пространства и времени образуются предметы.

    ...

    Подробнее: Основы гормональной психологии