Эта статья написана в несколько необычной терминологии – учитываются не алгоритмы мозга, а нервные цепи, их реализующие. Но читатель все без труда узнает и отождествит эту работу с названиями из алгоритмической психологии.
Фильм «Сталкер» Тарковского заставляет зрителя все время напряженно следить за экраном – хотя на экране почти ничего не происходит, вроде бы.
Сталкер – что в переводе означает «проводник» - ведет в Зону, которую создали на Земле инопланетяне, после чего улетели, двух людей. Они хотят попасть в комнату Зоны, с помощью которой все желания человека исполняются – если загадать желание в этой комнате.
Почему же путешествие в эту комнату по мусорной свалке, которую представляет собой Зона, оказывается захватывающим зрелищем?
Глава 1.
Об автоматически работающих нервных цепях в мозгу человека.
Мозг состоит из автоматически работающих нервных цепей – и цепей «Я», работа коих контролируется хотя бы частично сознанием.
Автоматически работающие нервные цепи нужны для того, чтобы быстрее перерабатывать информацию и не утомлять излишне цепи «Я».
Если автоматически работающие нервные цепи выдают противоречивые результаты или не выдают никакого результата за ограниченное мозгом время – то их функцию пытаются выполнить цепи «Я». Однако цепи «Я» для этого должны быть излишне возбуждены – иначе они очень быстро устают от непривычной для них работы.
Однако возбуждение «Я» наступает только если анализ противоречия или анализ невыдачи результата произвело само «Я». Если же противоречие вскрылось внутри подгруппы нервных цепей с одинаковым семантическим смыслом выходной информации – то это не анализ «Я», а анализ центра подгруппы. Тогда «Я» утомляется (и может даже заснуть). Такое состояние «Я» называется гипносостоянием.
Поскольку отказали автоматические нервные цепи и отказало «Я» - мозг автоматически начинает искать образ Вожака, который заменит «Я» в приказах мозгу на следование схемам поведения. И найдя Вожака – мозг почти некритически или совсем некритически начинает подчиняться ему. Наступает либо гипноз (если Вожак – образ живого человека, приказывающего что-то), либо самогипноз (если Вожак – идея), либо экстаз (если Вожак – чувство).
В любом случае на Вожаке максимально концентрируется внимание и психика человека автоматически моделирует в нем наблюдаемые элементы внутреннего состояния Вожака, если Вожак – образ живого человека.
Глава 2.
О нервных цепях Б1, Б2б, Б4 и Б5 в мозгу человека.
Б1 – это автоматически работающие нервные цепи, которые по центральному предмету или действию в области концентрированного внимания выдают его функциональное назначение, а если пытаешься вспомнить его наименование – сразу выдают и наименование на родном языке.
Б2б – это автоматически работающие нервные цепи, которые анализируют обстановку на предмет соответствия порождаемых ею чувств и предметов внутри нее – и выдают траекторию (или участок траектории) зоны конц. внимания по этой обстановке.
Замечание. Если обстановка явно не требует быстрого движения – то чувство страха является абсолютно лишним и воспринимается как двойной результат – дескать, с одной стороны оно есть, а с другой стороны – его нет. Так устроен мозг – если бегством не спасешься, то решать, бежать ли или не бежать, должно уже «Я», и потому чувство страха порождает необходимость «Я» принять решение. Однако «Я» при этом возбуждается и перевозбуждается только если есть противоречие чувства страха и результатов работы других семантических подгрупп нервных цепей. Иначе «Я» утомляется и мозг начинает искать Вожака, по которому следует равнять свои действия.
Б4 и Б5 – две семантически сходные группы автоматически работающих нервных цепей, разница у них лишь та, что входом для цепей Б4 является только внешний вид наблюдаемого человека, а входом для Б5 являются еще и его слова.
Оба типа нервных цепей занимаются моделированием в мозгу наблюдающего чувств и устремлений наблюдаемого человека.
При этом Б4 стараются целиком создать модель чувств и устремлений наблюдаемого (но это происходит очень редко), а Б5 отвечают в основном только на два вопроса... Вопрос 1 – лжет или не лжет наблюдаемый? Вопрос 2 – уверен ли он в том, что говорит – или не уверен?
Кроме указанных 4-х подгрупп, отметим еще подгруппу нервных цепей, отвечающую за вопросы Уважения к наблюдаемому – они инициируют в мозгу либо схему поведения «Уважать», либо схему поведения «Не уважать».
Глава 3.
Психологическое воздействие фильма «Сталкер».
Итак, начнем с самого путешествия по свалке Сталкера с двумя людьми, желающими попасть в комнату, в которой исполняются все мысленные желания присутствующих там людей...
Постоянно показываются залитые водой беспорядочно расположенные на земле вещи – в т.ч. и очень нужные и даже драгоценности... В таком изобилии на свалке все это никогда не встречается.
Автоматически работающие нервные цепи Б2б не могут сравнять нужные и ценные предметы с лежащими рядом ненужными – и остановить внимание на всей картинке в целом. Соответственно Б1 не могут назвать все это свалкой. Это – именно загадочная и таинственная «Зона», а не свалка. И приписать ей какое-то функциональное назначение нервные цепи Б1 не могут.
Действия Сталкера также вначале необъяснимы – он кидает вперед по пути движения камень. Лишь потом он объясняет, что этот камень – средство пробовать дорогу, не опасна ли она. И после его объяснения каждый раз вспоминаешь, что этот камень – не камень, а средство обеспечения безопасности. Двойной результат выдают нервные цепи Б1.
Сталкер сам постоянно боится всего вокруг. Боится – но ведет. Точно сыграть страх актер не в состоянии – поэтому у зрителя выдают двойной результат нервные цепи Б4. Наступает гипносостояние – и чувство страха Сталкера копируется в мозг зрителя, поскольку зритель выбирает Сталкера Вожаком – просто больше некому вести зрителя через Зону. Чувство страха в обстановке, не требующей от зрителя быстрого движения, усиливает гипносостояние (см. Замечание к описанию нервных цепей Б2б).
А к концу путешествия Сталкера с этими двумя начинаешь понимать, что возможно Сталкер и врет насчет опасности путешествия – он боится подпустить к комнате исполнения желаний опасных для человечества людей, и потому возможно лжет. Опять выдают двойной результат нервные цепи – но уже нервные цепи Б5.
Т.о., все время путешествия по свалке зритель находится в гипносостоянии – и склонен выбрать Сталкера Вожаком для себя. А это означает – уважать Сталкера. Однако этому препятствует его постоянный страх. Боящегося обычно не уважают. Это противоречие анализируется постоянно нервными цепями «Я» - поскольку страх и уважение находятся в разных семантических подгруппах нервных цепей. Следовательно, периодически наступает перевозбуждение «Я» - и гипносостояние пропадает.
Это все, что касается самого путешествия по свалке.
Теперь – начало и конец фильма.
Начинается фильм с того, что человек выбрал себе работу Сталкера (т.е. проводника) в Зону к комнате исполнения желаний – хотя она почти не дает дохода, опасна и ответственна, да и убить могут. И погибнуть в самой Зоне тоже запросто можно. При слове «работа» у зрителя начинают противоречить это слово – и все привычные представления о нем. Так что как назвать путешествие всех троих к комнате исполнения желаний, зритель не знает. Это дает противоречия в нервных цепях, сопоставляющих функциональное назначение действий Сталкера с тем, что известно об этом функциональном назначении.
Кончается фильм весьма возбуждающим психику и «Я» противоречием... Вместо того, чтобы загадать желание, чтобы все у человечества было хорошо, физик, оказывается, шел в Зону лишь затем, чтобы уничтожить комнату исполнения желаний с помощью небольшой атомной бомбы. Ибо поручиться за свои неосознанные желания никакой человек – в т.ч. и он сам – не может!
И, наконец, в самом конце фильма показывается, что дочка Сталкера в связи с жизнью рядом с Зоной приобрела столь могучие и контролируемые желания, что может взглядом двигать предметы. Она безногая (Зона радиоактивна) – но она могуча. «Могучий ребенок-чудотворец-инвалид» - проанализируйте все противоречия сами, дорогой читатель. Это – и гипносостояние, и дикое возбуждение «Я» от противоречий в автоматически работающих нервных цепях разных семантических подгрупп.
Глава 4. Пост-воздействие фильма в воспоминании о нем.
Легко понять, что Сталкер – человек обычный и маленький. Но как следует из определения гипносостояния, зритель выбирает постоянно в течение фильма его Вожаком.
И в воспоминаниях о фильме зритель несомненно выберет его Вожаком уже сознательно – ибо Сталкер, совершенно очевидно, придумал отличный способ не допускать людей с грязными помыслами до комнаты исполнения желаний.
Итак, мораль фильма...
«Прислушивайтесь к маленьким людям – они могут быть великими. И уважайте их!»