Типология личности характеризуется по интеллектуальным и волевым качествам человека, по его жизненной мотивации и отношению к обществу.
Каждый индивидуум с детства связан с семьей, с обществом. Этика - это наука, которую человек использует для взаимодействия с людьми. И какую этику, какие её моральные основы индивидуум выбирает - определяется его будущая личность.
Но для выбора жизненной и социальной позиции все же должны быть изначальные основы личности.
Темперамент
Гиппократ интерпретировал темперамент преобладанием в организме одного из "жизненных соков": желтой желчи у холериков, лимфы у флегматиков, чёрной желчи у меланхоликов и крови у сангвиников.
И точка зрения Гиппократа не совсем далека от истины! Темперамент есть особенность реагирования гормонов на жизненные ситуации, а гормоны и есть управляющие соки эмоций и психики.
Чёрная желчь меланхолика есть гистамин, которые и сбивает ритм дыхания, обуславливает слезы. Изначально у всех людей гистаминовая реакция на обстоятельства, но меланхолик остается в своём состоянии, а люди с другим темпераментом быстро переходят на другие гормоны.
Холерик применяет норадреналин в качестве своей желтой желчи и и пробуждает агрессивные действия в сложившейся ситуации.
Лимфа флегматика по Гиппократу - это дофамин. Дофаминергические нейроны флегматика инициируют длительные спокойные размышления даже в ситуации, когда необходимо быстро приступать хоть к каким-то действиям.
У сангвиника в реакциях на обстоятельства преобладает гормон серотонин. Серотонин пробуждает действия, но без явной агрессии - с радостью, с улыбкой и смехом.
Воля и интеллект
Если бы гениальные способности человека были от рождения и зависели исключительно от генетической информации, то естественный отбор уникальную комбинацию нуклеотидов гения размножил бы для каждой особи человеческого рода. Но в том-то и дело, что биологическая эволюция на человеке исчерпала все возможности, поэтому людям при жизни приходится развивать интеллект и остальные способности.
Люди, которые доказывают фатальную биологическую предрасположенность, ленятся раскрывать мыслительные способности. Отсюда и типология личности делится на умных и менее умных людей.
Мыслительные способности у всех людей, да и у всей материи вплоть до элементарных частиц одинаковые, но как мышление реализуется - зависит от воли человека.
Интеллект необходимо рассматривать в единстве волевых качеств с образованностью. Люди бывают образованными, с большим багажом знаний, но умными их назвать нельзя по причине отсутствия воли.
В спокойном состоянии каждый индивидуум хорошо рассуждает, оперирует логикой. Вся тупость и легкомыслие проявляются в эмоциях, в сложных жизненных ситуациях. А поиск красоты и научной истины невозможно осуществить без эмоций.
Воля - это управление гормонами, темпераментом с целью реализации интеллекта и принятия оптимального решения.
Воля использует четыре темперамента, сочетает их для решения жизненной ситуации.
Слезы меланхолика необходимы не только для привлечения внимания социума и пробуждения у него сострадания. В меланхолии человек подвергает сомнению совершенство своей личности, готовит организм к тяжелым испытаниям.
Размышления следует сочетать с практикой, используя метод проб и ошибок, а иначе мысли затянутся до бесконечности. Волевой человек одновременно и флегматик, и сангвиник.
В сложных социальных отношениях следует избегать реакцию холерика и необходимо подставлять другую щеку для дальнейшего изучения и анализа обстоятельств. Но все же быстрые и надежные решения на основе норадренергических нейронов нужны в отдельных ситуациях.
Воля реализуется на основе фатумов и сознания. Фатумы, как и гормоны, тоже есть командные установки, но только гормоны - химические вещества, а фатумы - программы из нервных импульсов. Мысль не умеет синтезировать вещество, но зато легко создает фатумы.
Типология разделяется на две противоположные личности: одни люди подчиняются гормонам, а другие отдают предпочтение фатумам. Любить себя - это по сути любить собственные гормоны. Ненавидит себя тот, кто борется с гормонами и следует за фатумом.
Человек может стать заложником фатума, все так называемые вредные привычки основаны на фатумах. От гормонов не избавишься, а от фатумов избавляться необходимо ради их совершенства.
Выбор морали и этикета
Люди в социуме вынужденно или по желанию вступают в отношения. Этика есть наука отношений.
Этика состоит из морали и этикета. Мораль есть основа этики, её принципы, а этикет - техника реализации морали.
Отношения
Существуют гормоны, побуждающие вступать в отношения. Помимо половых гормонов очень важен гормон окситоцин, который инициирует инстинкт заботы к детям и к окружающим людям.
Дофамин и серотонин, как гормоны творчества, пробуждают интерес к общественной деятельности, к созданию сложных социальных систем и отношений.
Гормоны безопасности заставляют человека брать вокруг себя всё под свою власть, в том числе и людей.
Чтобы люди тебя принимали и уважали, им необходимо тебя знать и понимать, они должны быть уверены, что не причинишь им зла.
Честь
Честь есть фатум, посредством которого человек заявляет о себе и сообщает обществу о своих индивидуальных правах и свободах, о готовности определенным образом бороться за них.
Фатумы в отличие от гормонов рушатся и меняются. Если гормоны сильнее фатумов, то у этих людей нет чести.
Людей без чести можно держать в страхе или в соблазне, можно им навязывать собственную волю.
Человек с честью легко принимает смерть и не отступает от своих жизненных принципов, которые и есть его мораль.
Совесть
Далеко не всегда человек с честью является нравственной личностью. Бывают и бандиты с честью, есть определенная мораль у воровской чести.
Совесть есть гормон окситоцин, который пробуждает добрые чувства к детям, к старикам, ко всем людям, независимо от их национальности и политических взглядов.
Человек без совести окситоцин направляет к собственному телу, к животным, к ограниченному кругу людей, а ко всем остальным людям испытывает равнодушие и жестокость.
Окситоцин исправно работал у доисторических гоминид, благодаря этому гормону обезьяны проявляли заботу к мутантам до их половой зрелости - из мутантов произошли шимпанзе, гориллы, человек.
Разумный человек взял под контроль гормоны и научился убивать, съедать своих неразумных братьев и родителей.
Основатель Срединного пути Будда Шакьямуни говорил, что слабая струна играть не будет, а перетянешь её - лопнет. И перетянутые честью гормоны ведут к соматическим и психическим заболеваниям.
Честь должна соответствовать совести - в этом заключается нравственность.
Вера
Образованные люди не всегда являются умными. Особенно в тех случаях, когда "умники" смеются над верующими, испытывают к ним отвращение.
Чтобы не реагировать на гормоны и исполнять волю фатумов, необходима вера. Нужна очень серьезная духовная работа над собою.
Духовная практика с языческих времен лежала в основе национальной культуры. Религия привела к образованию государств - государства погибали, когда религия утрачивала силу.
Религиозная психотерапия отвлекает гормоны от восприятия жестокой объективной реальности. Верующий воспринимает вымышленный сказочный мир, в котором уходит нервозность и начинается работа над собою.
Мифология, сказочные герои нужны не только детям, но и взрослым тоже.
Мораль верующего человека - это путь к совершенству. Верующий человек отказывается взаимодействовать с объективным миром, предоставляя данную работу фатумам, а сам он остается в покое, наблюдает за происходящим.
Уважение и любовь
Современные психологи проповедуют любовь к себе. Любовь же данная ведет лишь только к страданиям и расстройствам, благодаря чему психологи расширяют свою клиентскую базу.
Ещё в языческие времена люди понимали пагубность любви к себе, поэтому любили тотемных животных, идолов.
Любовь к людям тоже чревата последствиями, так как обществу экономически необходима социальная конкуренция за рабочие места, за рынок сбыта товаров. Любимые люди легко могут подставить, предать, лишить работы.
В уважении любовь охлаждается, уважение позволяет соблюдать осторожность в отношениях.
Жажда самооценки
Общество является единственным источником благосостояния индивидуума. Но одни получают блага с избытком, а другие пребывают в нищете.
Как продавец на рынке расхваливает свой товар, так и люди выставляют себе завышенную самооценку, чтобы получить престижную работу, продвинуться по карьерной лестнице.
Самооценка вовсе не является честью. Честью человек указывает обществу личные границы, а в самооценке индивидуум предлагает себя обществу. Самооценщику не нужны никакие свободы, если есть комфорт и хорошая еда.
Человек с честью имеет скромность, так как у него нет желания лишний раз защищать честь от посягательств и бережёт силы для более серьёзной борьбы.
Человек с честью предпочитает пользоваться людьми, а не себя отдавать им в пользование со своей самооценкой.