Проблема духовности в психологии
Проблема духовности в психологии

Собчик Людмила Николаевна - Ведущий специалист по психологии индивидуальности, доктор психологических наук, действительный член Московской психотерапевтической академии, член-корреспондент Международной Академии информатизации при ООН. Имеет более 100 публикаций, среди них 15 методических руководств и практических пособий, 8 монографии.
Ею разработана концепция целостного понимания личности на базе теории ведущих тенденций. Эта концепция положена в основу индивидуально-личностной типологии, которая способствует сближению разных психологических школ и направлений, позволяя найти общие точки соприкосновения при использовании различных психодиагностических методик.

Тема в форуме Л.Н. Собчик «Проблема духовности в психологии». Автор Л.Н. Собчик. 

Л.Н. Собчик

24.01.2004

Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях. В книге приведены различные аспекты применения психодиагностических тестов в широком спектре медицинских проблем: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, стоматология, на амбулаторном приеме, в стационаре, в психиатрических клиниках и диспансерах, в психолого-психиатрической экспертизе - как для практических нужд, так и в научно-исследовательских целях. 

 

Алексей 
17.03.2004
Вы (Л.Н. Собчик) пишите: "Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. "
Но сейчас такое время, когда трудно живется именно людям, стремящимся к духовности, пытающимся выйти за рамки меркантильных отношений. Как раз таким людям труднее выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод.
Получается, что духовность, это скорее помеха в выживании, по крайней мере в наше время.
Помогите мне изменить это, сформированное современной жизнью мнение. Все же хочется верить, во что-то светлое.

 

Kvazar
11.04.2004

У меня вопрос насчет духовности появился: психика и душа - это одно и тоже или нет? Если разобраться в этом вопросе, станет гораздо понятнее духовность, ее содержание и смысл. Понятно что такое психика, не понятно что такое душа, поэтому путаница с духовностью (у меня).

 

Л.Н. Собчик
12.04.2004

Интересный вопрос. Тут еще проблема в том, что каждый - я, Вы, философы, психологи (в том числе разные школы) вкладывает в то и в другое понятие. Психика - это и эмоции, и мотивация, и мышление.
Душа - это скорее эмоциональный рисунок психики, чувства, нравственность, отношение к миру. Духовность - это способность души выйти за пределы узко эгоистического, стремление сопереживать людям, человечеству, миру. Это - ощущение себя как частицы мира и человечества, относясь к этим понятиям неравнодушно. В зависимости от уровня развития и интеллекта эта сопричастность к ценностям мира может ограничиваться сопричастностью к жизни природы, окружающих людей, а может быть широкой или даже безграничной
( искусство, наука, мироздание, человечество....). Так я думаю.

 

Андрей Булатов

03.05.2004

Духовность действительно является проблемой в психологии, так как психологи настолько увлеклись тестами и экспериментами, что перестали замечать теологических основ человека.

Духовность - это возможность преодолеть все жизненные невзгоды. К меркантильным людям она не приходит, так как эти люди верят не в Бога, а в себя, в деньги. Человек, верующий в себя, не имеет развития, к нему никогда не придут таланты и способности.

С уважением, Андрей Булатов

 

Л.Н. Собчик

11.05.2004

Духовность шире, чем религиозность.
В данном случае, конкретно у нас - дискуссия научно-познавательного плана. Вера - один из вариантов духовной наполненности, но не исключительно. Существует свобода совести и вероисповедания. Поэтому не будем догматиками.
Л.Н.

 

Андрей Булатов

12.05.2004

Людмила Николаевна!
Если Вы были на моем сайте, то должны были бы убедиться, что я как раз не догматик, а настойчивый многосторонний исследователь психики человека.
Религиозность основана на вере! И каждый человек имеет ту или иную веру. И даже атеист тоже является верующим: он верит в себя, отвергая Бога. Религиозность всюду - и ее шире ничто не может быть.
Бывает, у человека вера грубеет, превращается в убеждения. Это уже не человек, а запрограммированная машина! У этого человека нет духовности.
С уважением, Андрей Булатов

 

Kvazar
05-22-04 16:12
Людмила Николаевна, Вы пишете:
/////....Душа - это скорее эмоциональный рисунок психики, .....////
Правильно ли я Вас понял? : Души нет в виде независимого, главного ядра (в религиозном смысле этого слова). Вопрос филосовско-риторический, на уровне "или материализм или идеализм", доказательств на такой вопрос получить либо нельзя, либо это дело далекого будущего. Каждый выбирает свою позицию, при выборе имеет место некий "произвол" , случайность, зависимость от культуры в которой угораздило родиться, от семьи и прочего. Вот я и подошел к вопросу: можно ли ПОТЕНЦИАЛЬНО сделать эксперимент, исследование, которое различит душу (независимую) и психику (как эволюционую надстройку), позволит ответить на вопрос: мы звери с очень апгрейднутым програмным обеспечением или мы носители некой загадочной души, которой принципиально нет в мире животных?
///// Духовность - это способность души выйти за пределы узко эгоистического, стремление сопереживать людям, человечеству, миру...../////
По сути дховность, может быть: 1) следующим шагом развития раздражений (обоняние, ...., зрение, ..., интеллект, ...., духовность)
2) некоторым (само собой разумеющимся) свойством души.
//// В зависимости от уровня развития и интеллекта эта сопричастность к ценностям мира может ограничиваться сопричастностью к жизни природы, окружающих людей, а может быть широкой или даже безграничной ..../////
"В зависимости от уровня РАЗВИТИЯ и интеллекта"- похоже на эволюционную надстройку. Как Вы понимаете душу и психику?

 

Андрей Булатов

Извиняюсь перед Людмилой Николаевной!
Андрей Булатов так понимает душу и психику.
Материальная основа человеческой души - система гипоталамус - гиппокамп, то есть круг Пайпетца. Душа - стихия, устремленная к беспорядку, к увеличению энтропии. Через восходящую ретикулярную формацию она проявляет себя в неокортексе (в коре больших полушарий, в нашем головном компьютере) в виде электрической десинхронизации. Душа - это беспорядочные мысли, всевозможные желания, устремления, страхи.
Материальная основа психики - таламус. Функция психики - упорядочивать душу, направлять ее на пути рассудка и разума. Душа устремлена отвечать на все раздражители, она есть рефлекторная субстанция. Психика в этом смысле есть антирефлекторная субстанция.
Суть психических заболеваний в расстройстве психики. Человек утрачивает способность управлять беспорядочной душой, отсюда у него нарушается рассудок, адекватное восприятие и так далее.

 

Тема в форуме Л.Н. Собчик «Суть духовности». Автор Андрей Булатов.

 

Андрей Булатов

13.05.2004

Здравствуйте, Людмила Николаевна!

Возможно, я неточно понимаю, основа психики - вера и страх. Чего человек боится и на что надеется в своей жизни - суть и содержание его личности.

Страх постоянно растет и развивается. С ним борется вера, дающая волю, решительность. Без веры страх размножится и  приведет человека к психическим заболеваниям.

Подавляющее большинство людей в борьбе с жизненным страхом выбирают простую конкретную веру. Догматики, которые могут называть себя теистами и атеистами, верят в знание в священном писании или в научном издании; для них книжное слово - священная корова, они от него не отступят ни на шаг. Легкомысленные люди верят в удачу окружающей жизни: сегодня черная полоса, но будет когда-нибудь белая полоса.

Духовность есть середина между легкомыслием и догматизмом. Духовный человек верит в удачу своей внутренней духовной жизни. Он верит, что к нему в тяжелую минуту  обязательно придут вдохновение, озарение, спасительные мысли.

Духовность есть труд! Чтобы уметь мобилизовать свои внутренние ресурсы, необходимо постоянно работать над собой. И эта работа заключается в сложении песен, в игре на музыкальных инструментах, в китайской гимнастике.

С уважением, Андрей Булатов.

 

Василий

14.05.2004

Андрей, извините за вторжение.
Я недавно на этом форуме. И поэтому даже не знаю как быть сейчас.
В начале темы Вы обращаетесь лично к Людмиле Николаевне.
Могу ли я что-то сказать по обозначенной Вами теме.
Считайте, что я поднял руку (как в школе).
Спасибо.
Василий.

 

Андрей Булатов

Здравствуйте, Василий!

С удовольствием прочту Ваше мнение!
Андрей Булатов.

 

Василий

14.05.2004

Андрей, Вы пишите, &Страх постоянно растет и развивается. С ним борется вера, дающая волю, решительность. Без веры страх размножится и приведет человека к психическим заболеваниям&-
Думаю, мои мысли созвучны Вашим.
Законченная наша жизнь проходит в незнании Славы Высоких Истин наших отцов и затемнена легендами и мифологией. Светлые истины, проникновенно связанные с понятиями о Совести и Чести, заменены на страхи. Мы живем 'за страх, а не за Совесть', и поэтому у нас нет мира. Он и не спокоен, так как в основе его лежит страх. -
Эти слова есть на соседнем форуме. Правда, их развитие закрыли.
Добавлю, я не называю сами легенды темными, а имею в виду, их представление в глазах людей, их внутреннее наполнение, качественное представление большинством людей. А оно темное. А если внутри у человека темно, то и выходит что они темны-. Хотя, многие из них Святы для нас, так как связанны со Светлым глубоким прошлым.
Выводим,
Святые легенды очень Светлые.
В глазах людей они выглядят -темно.
Почему они так выглядят в глазах людей?
А вот другие Ваши слова,
И эта работа заключается в сложении песен, в игре на музыкальных инструментах, в китайской гимнастике-.
Вопрос,
А труд матери в воспитании детей!!! крестьянина в поле, токаря на заводе, обычного почтальона, разносящего вести и так далее. Любая другая работа, где видны лучшие устремления человека. Это куда отнести?
Спасибо!
Василий.

 

Андрей Булатов

Истина одна, Василий, поэтому и мысли наши созвучные.

Согласно Соломону, великому иудейскому царю, мудрость есть страх Божий. Согласно Иисусу, великому мыслителю и основателю христианства, Бог есть Совесть!

Мир не спокоен, так как соль земли утратила силу, не стало духовных людей - кругом одни обыватели. Духовный человек посредством своей несгибаемой веры преобразует все обыденные страхи в Совесть. Совесть - божественный высший страх, который позволительно иметь человеку с Честью. Люди без Чести живут в страхе перед правовыми законами, перед нищетой, перед болезнями, перед смертью.

Конец света в душах людей наступил с того момента, когда психологи обольстились лаврами физиков и начали изучать человека как молекулу, как машину. Являясь метафизиком, я широко использую в своих рассуждениях свойства нервной системы, но при этом всегда помню, что на их основе нельзя сделать все логические умозаключения о человеке. Какими бы мы знаниями не располагали - рассудок всегда будет ограниченным! Какими бы мы знаниями не располагали - без интуиции, без сердца «святые легенды» невозможно понять.

Помни день субботний! В обычные дни делай одну работу, а в субботу работай для души. Люди недуховные свое свободное время проводят в увлечениях - духовные люди должны страдать, гореть в аду. Когда суббота будет в страданиях, тогда обычные дни будут праздником.

С уважением, Андрей Булатов.

 

Василий

16.05.2004

Здравствуйте Андрей!
В начале наши мысли были созвучны. Но после последнего Вашего письма у меня появились сомнения. Тем более остался не раскрытым вопрос в конце письма. Хотел в начале задать много вопросов. Но потом решил по чуть-чуть.
Вопрос из прошлого,
-А труд матери в воспитании детей !!!, крестьянина в поле, токаря на заводе, обычного почтальона, разносящего вести и так далее. Любая другая работа, где видны лучшие устремления человека. Это куда отнести?-
Я хотел понять, какой труд Вы считаете Духовным?
Теперь по последнему Вашему письму,
1. В начале есть строка &.мудрость есть страх Божий-.
2. Далее есть предложение Совесть - божественный высший страх &.-.
Если можно на примерах, или ещё как-то раскройте эти предложения?
В них слово -страх-?
Возможно, Вы имели в виду во втором предложении слово -страхователь.
Спасибо!
Василий.

 

Андрей Булатов

Будьте здравы, Василий!

J Вы меня вроде бы как допрашиваете?

Я не разделял общественные функции людей на духовные и недуховные! Каждую работу должен кто-то выполнять. И зачастую люди с низким социальным положением имеют больше духовности, чем те, кто хорошо устроился и приспособился в обществе.

Люди из обезьян превратились бы в пчел и муравьев, если бы знали только один внешний труд. Человек появился благодаря наскальным рисункам и танцам вокруг костра! Душа должна постоянно трудиться, а иначе мы вновь станем все обезьянами.

Духовный труд - это труд, который человек совершает не для общества, а для себя, для собственного развития. Можно работать грузчиком, писателем, ученым - все это удовольствие для сильного духом человека. Духовный труд - это страдания!

Научить этому труду невозможно - каждый должен сам к нему прийти. Все могут зажечь свечу и поставить ее возле иконы, но не каждый сможет через это действие очистить душу от суеты и погрузиться в вечность.

По поводу страха я имел в виду сублимацию. В настоящее время работаю над этим вопросом, а поэтому еще плохо в этом разбираюсь.

Вера сублимирует низкий страх в утонченный и просветляющий Божий страх!

Но при этом следует понимать, что не все верующие в Бога имеют просветленное сознание. Есть и такие верующие с потухшими глазами и унылыми лицами, которые лучше бы имели обыденный низкий страх.

Спасибо за ответ, Андрей Булатов.

 

Василий

16.05.2004

Здравствуйте Андрей!
Вы пишите, "Вы меня вроде бы как допрашиваете?"
Возможно мы по - разному понимаем многие слова, которые Вы употребляете. И поэтому появляются вопросы. После последнего Вашего сообщения, их ещё больше прибавилось.
Спасибо за образное представление (это я о страхе).
Вопрос. Вы пишите, '.... в утонченный и просветляющий Божий страх!"
Пожалуйста, если можно, на каком-нибудь примере раскройте эту часть предложения.
Мне на память из Божественного приходит только грозный гром и утончённая, просветляющая дорогу молния.
И ещё, если совсем по-человечески, я переживаю за пчелу. Вы уж точно её зря обидели, им бы поклон челом до земли. Их жизнь и работа вдохновляла человека во все века.............., да и стараются они в основном не для своего сообщества (это я про мёд). Любого человека из прошлого, да ещё представителя русского языка, это обстоятельство уж точно бы задело. Корни этих слов в нашем языке очень близки. А это святые связи.
Спасибо!
Василий.
П.С. И сразу скажу, если Вас вдруг заинтересует тема 'Духовность Языка' с огромной радостью буду отвечать на Ваши 'допросы'.

 

Андрей Булатов

JМир Вам, Василий!

Вот именно, люди готовы всему поклоняться, но только не Богу!

Кто дает хлеб или мед - не стоит его за это благодарить и возносить до небес! Мы все живем на одной земле, у нас у всех один Отец на небе и одна Мать-земля, мы все являемся братьями и сестрами - у  нас все на земле общее. И если кто вам дает какую-либо материальную ценность, то он дает всего лишь вам принадлежащее. Благодарите лучше того, кто дает истинное слово, наставляет на праведную жизнь.

Вы, Василий, как я понимаю, слишком увлеклись нашими земными  словами из разных языков народов мира. Чтобы знать истину, необходимо поклоняться небесным словам, которые приходят во время вдохновения и озарения.

Небесное слово исходно истинное, но чтобы его передать людям, необходимо к нему подобрать наши ограниченные земные слова. В оболочке земных слов небесное слово утрачивает абсолютную истинность.

Поклоняться следует не людям и не пчелам, а только Богу! И когда придешь к Богу, только тогда пробудиться искренняя любовь и нелицемерное уважение.

По поводу утонченного Божьего страха примерами не располагаю. Бога человек может увидеть только духовным оком, а не оптическими глазами. Если сердце чистое у человека, то он не может не знать совесть, Божий страх.

Я занимаюсь построением психофизиологической теории, но пока могу сказать немного. Есть метатипы в ассоциативной коре головного мозга. Метатипы возбуждаются от мышечных проприоцепций, преобразованных в латеральных ядрах таламуса, и формируют тем самым представления.

Само представление, не подкрепленное объективным стимулом, уже является источником страха.

Я называю духом информацию с неспецифических ядер таламуса, которая синхронизирует деятельность метатипов, в результате чего прекращается страх.

Но дух может вообще остановить всякую деятельность метатипов, что ведет к ослаблению мыслительной деятельности. Поэтому для нормального функционирования психики необходим утонченный страх отдельных метатипов.

С уважением, Андрей Булатов

 

Василий

17.05.2004

Ещё раз здравствуйте Андрей!
Люди во все времена приклоняются перед божественными законами. Толи человек из прошлого, в первый раз обративший внимание на подсолнух (как он движется за солнцем), толи Вы, познающий законы деятельности мозга, живущего по тем же законам.
Есть также и нравственные общечеловеческие ценности, которые единят все народы и едины для всех. Как я понимаю, Вы пишите про них, "Благодарите лучше того, кто дает истинное слово....."
А я вот как раз этим и занимаюсь. Этимология в переводе с латинского языка - это учение об истине в слове.
И вот что самое интересное и главное, что эти словесные истины из разных Языков говорят и о взглядах на нравственные общечеловеческие ценности. Разные Языки имеют близкие взгляды, они чем-то разнятся, но направлены они в одну точку. Взгляды располагаются как бы вокруг общего центра. А в середине общее Древо Жизни (нравственных общечеловеческих законов). К нему можно подобраться из любой точки. И именно Языки (не один, а несколько), дают возможность объективно понять это. Конечно, обогащенный жизненный опыт является опорой этому делу.
От оболочки слова (внешней формы слова) этого истинного Слова не слышно. Голос Истин истекает как бы из внутренней основы слов. Сам голос Высоких Истин являлся законообразующим фактором и для духовного ока человека, живущего ранее на земле и, через человека, активно влиял на сам процесс словообразования.
Можно иметь обогащенный жизненный опыт и сердцем принимать истинное Слово, на Веру. Правда, что делать остальным, без опыта. Верить на слово. А если вокруг слово расходится с делом.
А можно разумно просветить слова, опираясь на тот же опыт и проверить! Уж поверьте, это адский труд, но можно.
И в вашей фразе, "Если сердце чистое у человека, то он не может не знать совесть, Божий страх."
Слово 'страх' я заменил бы на другое, например, слово 'страхователь'. Совесть всегда подсказывает направление и как бы подстраховывает человека в пути. Только у человека должна не затупиться эта способность чувствовать такие ситуации и делать верный выбор.
Я за уважение Бога, но я и за уважение его верных проявлений на нашей Земле. Если бы Вера сегодня была бы понятной большинству людей, мы не жили бы, в своём большинстве, так как живем. Это разве 'по образу и подобию'?
И мы не беседовали бы сегодня, пытаясь изгнать какого-то беса из наших представлений, а каждый смотрел бы в синие ясные небеса и занимался своим делом, стремясь в нём к совершенству, ориентируясь на добрый голос Совести.
А по жизни у нас в пути 'слякоть и непогода'. Правда, иногда, когда напряжение в жизни достигнет предела, приходит 'грозный гром и утончённая, просветляющая дорогу молния'. Но так видно не очень далеко.
Интересно, если конечно можно так спросить, а как Вы понимаете слова 'по образу и подобию'. Можно на примере?
Спасибо!
Василий.

 

Андрей Булатов

Василий, не падайте духом!

Разумеется, слово надо изучать со всех его сторон. Слово есть инструмент, есть меч Божий, которым мы должны владеть в совершенстве.

Я не согласен с вульгарными детерминистами, полагающими, что слова программируют людей. Слово убивает человека, рождая в нем стихию хаоса. Программирует, оживляет человека мысль в этом хаосе! А соответственно, и нет строгой детерминистической связи между «программирующим» словом и дальнейшими действиями человека.

Слово есть орудие убийства. И ради власти Божьей по всей земле мы должны учиться убивать этим инструментом в людях бесовщину и сатанизм. Мы только убиваем, а программировать может только Бог.

Зло все в убеждениях! Дьявол обольщает приходить к убеждениям и останавливать процесс познания. С утратой мыслительной деятельности человек утрачивает духовность и становится зверем. Наша задача - сильным и мастерским словом разрушать в людях убеждения.

Слово состоит из ложной кожуры и истинного ядрышка. Истина в слове убивает в человеке сущность и побуждает идти к Богу. Книжники и фарисеи на людях показывают, что они своими зубами рассудка отделяют кожуру от ядрышка, а на самом деле грызут кожуру вместе с ядрышком. И наша задача - создать такое слово, чтобы лжеправедники переломали себе все зубы.

По образу и подобию Божьему был создан человек! Обезьяна лишь только предоставила свое тело, а все остальное от Бога. И кто не признает Бога, те, очевидно, хотят оставаться гориллами и мартышками.

Материя не определяет свойства системы. Ведь две абсолютно одинаковые частицы могут иметь качественно разные движения в пространстве и во времени. Два абсолютных генетических близнеца могут иметь противоположные движения в духовном пространстве, а поэтому один из них злодей, а другой святой.

Не тело имеет подобие Божье, а святой дух в нашей груди.

 

Василий

18.05.2004

Здравствуйте Андрей!
Из Вашего текста я выбрал зёрно, о желании привнести озёрной чистоты словам.
Вы пишите, -И наша задача - создать такое слово&.-
Можно, наверное, ещё сказать - очень авторитетное.
Тогда, извините, но я приведу несколько ярких высказываний авторитетов от науки.
Один из них Н.В. Крушевский:
Так как названия самых возвышенных наших чувств и самых сложных идей о мире внутреннем и внешнем подлежат этимологическому анализу на одинаковых правах с прочими словами, то ясно, что для историка культуры указанная особенность слов должна иметь величайшее значение. Язык имеет собственную археологию. Живая летопись слов заходит в те отдаленные эпохи древности, когда человек ещё не писал своей истории; эта летопись повествует нам о таких фактах внутренней истории человека, которые не могут быть добыты никакими раскопками, не могут быть прочитаны ни на каких папирусах; она способна нам раскрыть историю духа человеческого-.
И добавлю ещё слова Вильгельма фон Гумбольдта,
Их различие (языков) состоит не только в отличиях звуков и знаков, но и в различиях самих мировидений. В этом заключается основа и конечная цель всякого исследования языка-.
И так же он пишет,
Если по каким-либо посторонним причинам народ, обладающий совершенным языком, погрузится в духовную косность и слабость, то вырваться из этого состояния с помощью всё того же языка ему будет легче-.
А мы говорим о чём? О сути духовности, её основах. При этом есть возможность раскрыть историю духа человеческого. Духовные основы, о которых мы можем говорить, как раз и зарождались в те далёкие времена, о которых говорит Н.В. Крушевский. Можно так сказать, духовной средой этого далёкого прошлого пропитана вся наша история слов. Из этой духовной среды родились все те духовные знания, на которые Вы опираетесь в своих суждениях.
Выходит суть духовности, её объективные основы скрыты в самом Языке.
А наша сегодняшняя жизнь, говорит как раз -о духовной слабости- людей. Не потому ли что духовные знания не так ясны для большинства людей? Так, наверное, уже давно настало время воспользоваться Языком и всё восстановить до полной ясности.
Спасибо!
Василий.

 

Андрей Булатов

Будьте последователем, Василий!

Читать авторитетов нужно, но ссылаться следует только на себя и Бога. Если мы будет защищать свою правоту авторитетами, то ничего революционного в познании не откроем и в жизни не создадим.

Называющие себя христианами догматизировали учение Христа, а в результате и само учение не развивается, и даже слова Христа перестали понимать. Эти люди и являются антихристами, которые не способны раскрыть суть и содержание притч Иисуса.

Меня как-то спрашивали о моих учениках. Последователь Андрея Булатова и Гурана - это тот человек, который глубже меня понимает истину и открыто обращается ко мне с критикой. Мой не последователь - это тот человек, который принимает мои слова за чистую истину.

Гуран любит блудных сынов и дочерей Божьих. Каждый из нас должен быть в мире уникальным, неповторимым ни в настоящем и ни в будущем - только так мы сможем приблизиться к Царству Небесному в душе и на земле.

Послушных овец ведет за собой дьявол, чтобы их съесть.

А что делать?

Если люди «безмозглые», то туда им и дорога.

Вы хотите, Василий, через познание языка раскрыть духовность наших праотцев и праматерей?

Я скажу, что эта духовность не такая уж была и божественная! Зверьми были наши предки. Сжигали людей на кострах, распинали, заливали в рот свинец, чтобы он не произносил истину от Бога. Совсем недавно миллионами душили в газовых камерах.

Духовные знания необходимо получить не из истории, а непосредственно от Бога! Долг сыновей и дочерей - быть в десятки, в сотни раз лучше своих земных родителей.

С уважением, Андрей Булатов

 Продолжение: Проблема духовности в психологии, вторая часть

Новости клуба