Невозможно управлять беспорядочной толпой людей и добиваться каких-либо результатов. Управление возможно только по отношению к коллективу: сплоченная группа людей, четко исполняя указания, реализует эффективные совместные действия.
Отсюда следует, основная задача менеджмента, науки управления - это создание сплоченного исполнительного коллектива.
Изначально должен быть совместный интерес, который и обуславливает консолидацию социальной группы в сплоченный коллектив. К социальному интересу относятся материальное благосостояние, безопасность, совершенство, познание, развлечение, увлеченность общей идеей.
Но консолидация до уровня самых близких дружеских и любовных отношений не является благоприятным фактором для успешного коллектива. Успешному коллективу способствуют соревнование и конкуренция, а эти явления больше относятся не к консолидации, а к разобщенности.
Потребность в лидере и власти заключается в необходимости организованного управления и регулирования уровня консолидации.
Лидер привлекает новых участников, которые могут и не иметь консолидирующий совместный интерес, но они владеют необходимыми знаниями и деловыми качествами. Их он мотивирует другими интересами, обязывает и принуждает.
Жить по своей воле можно лишь только вне общества. В обществе обязательно присутствует принуждение.
Социум принуждает совершать или не совершать определенные действия, а иначе будут последствия, которые нарушат спокойную и обеспеченную жизнь. Лидер строит свою власть и на декларировании совместного интереса, и на принуждении. Инициирует лидер показательное наказание за отказ исполнять власть.
Принцип разделяй и властвуй следует понимать в необходимости формировать иерархию управления. Ведь в больших коллективах, тем более в стране лидеру невозможно управлять каждым участником общества.
Лидер создает элиту, через элиту он осуществляет управление всем обществом.
Лидер может быть демократичным или авторитарным. Авторитарный лидер с харизмой не всегда является менее успешным, а зачастую и он более полезен для общества.
Существуют механизмы избрания демократичного лидера большинством социума. Но большинство ведь не является более интеллектуальным и образованным, не владеет более высокими устоями нравственности и культуры. Отсюда и демократичный лидер, являясь сторонником и лицом "большинства", не всегда имеет "царя в голове".
Авторитарный лидер благодаря своему уму, волевым качествам и обаянием распространяет в обществе собственное влияние, создает исполнительное ближнее окружение и образует нити власти.
Использовать свое положение и предать интересы общества могут и авторитарный лидер, и демократичный лидер. На все, как говорится, воля Аллаха.