Всегда задумывался над одесской культурой, взрастившей плеяду известных певцов, юмористов. И, посмотрев фильм Сергея Урсуляка «Ликвидация» с участием колоритных артистов Владимира Машкова и Сергея Маковецкого, у меня сразу же сложилось представление об одесском феномене.
Итак, какие социальные условия послужили одесситам раскрытию вдохновения, формированию столь экстравагантной манеры речи и поведения?
В Одессе-маме, с её обилием контрабандной продукции из самодельных и ворованных товаров, проходившей через морской порт, ещё с царских времён государство вынуждено было делить власть с криминальными авторитетами. И такие люди, которые по каждому поводу бегут за защитой в полицейский участок, просто не выживали, их сразу же приговаривали к смертной казни. Каждый одессит с детства сам учился защищать себя, отстаивать свою честь. Он учился открытым решительным действиям, искусству речи, в которой убедительно обосновывал свои поступки. Учился такой манере поведения, чтобы не унизить других и сохранить собственное достоинство, а иначе ведь эти другие вызовут на «стрелку» и устроят самосуд.
В городах, где правили и «заботились» о людях держиморды из полиции, население больше походило на стадо баранов. У них только одна культура – бояться полицейской дубинки и прилежно работать на благо государства. У этих людей подавлено вдохновение, они могут лишь только устраивать бунты и совершенно отсутствует желание творчества, познания.
Следует ли из этого, что нужно вводить криминальные режимы, чтобы защитить людей от произвола государства?
Нет, нужно просто вводить духовную власть из порядочных нравственно устойчивых людей, которые бы были в оппозиции к государству. И чтобы эти две ветви власти не подминали под себя друг друга, совместно решали, кого судить, а кого миловать.