Генерал белой армии Андрей Шкуро в Первую мировую войну был награждён орденами Святой Анны, Святого Станислава, был обладателем Георгиевского оружия. В Гражданскую войну антибольшевистский партизанский отряд Шкуро совершал храбрые походы на Ставрополь, Ессентуки и Кисловодск. Во вторую мировую войну сформировал казачьи войска для борьбы с СССР под эгидой Вермахта и СС.
Но только вот соратник генерала Шкуро по гражданской войне барон П.Н. Врангель негативно оценивал его деятельность. Вспоминая Шкуро ещё в Первую мировую войну, барон Врангель о нём писал: "Полковника Шкуро я знал по работе его в Лесистых Карпатах во главе «партизанского отряда».За немногими исключениями туда шли главным образом худшие элементы офицерства, тяготившиеся почему-то службой в родных частях. Отряд полковника Шкуро во главе со своим начальником, действуя в районе XVIII корпуса, в состав которого входила и моя Уссурийская дивизия, большей частью болтался в тылу, пьянствовал и грабил, пока, наконец, по настоянию командира корпуса Крымова, не был отозван с участка корпуса."
Врангель уволил Шкуро из своей армии и предоставил ему возможность эмигрировать из России, благодаря чему тот уже в мае 1920 года был в Югославии, затем в Париже. За своё сотрудничество с Вермахтом и СС Шкуро по соглашению Ялтинской конференции был выдан СССР и приговорён в Москве к повешению в 1947 году.
Надо признать, у "Волчьей сотни" генерала Шкуро был боевой дух, с этим боевым духом казаки и сам атаман Шкуро смело дрались, не боясь собственной смерти. Но только боевой дух "Волчьей сотни" всё же ближе к понятию деморализации.
Стимулировал "боевой дух" генерал Шкуро у казаков тем, что разрешал им на захваченной территории бесчинствовать. Отдавал им приказ насиловать евреек и жён красноармейцев. Ну и, разумеется, "волки" генерала Шкуро в предвкушении услад рвались в бой, притупляя инстинкт самосохранения. Вполне вероятно, сегодня руководство НАТО тоже закрывает глаза на бесчинства солдат в Ираке, в Афганистане, чтобы отблагодарить их за "боевые заслуги".
Не понятно только, а какой смысл захватывать территорию, если не получится её удержать под своей властью? На какое-то время запугаешь население своими бесчинствами, но в конечном результате ведь население выйдет из шокового состояния, поймёт своё унижение и с ещё большими усилиями организует сопротивление, которое не выдержит уже деморализованное войско.
Боевой дух у солдат необходимо формировать не обещаниями грабежей и плотских утех, а идейностью. С идеей мира, идеей Божьей власти на планете солдат должен жить, воевать и умирать.