Технологии безбалластного пути на железной дороге для высокоскоростного движения внедрялись уже в Китае больше десяти лет назад. В 2009 году были введены в эксплуатацию железнодорожные пути Ухань−Гуанчжоу и Чжэнчжоу−Сиань, позволяющие развивать скорость более 350 км/ч.
И в этом плане Россия вынуждена подтягиваться за великим соседом. Российский университет транспорта на экспериментальном кольце станции Щербинка Московской железной дороги приступил к испытаниям разработанной конструкции безбалластного пути.
Экспериментаторы поставили перед собою задачу увеличить грузоперевозку до 600 млн т брутто за год посредством железнодорожного состава из 80 вагонов с осевой нагрузкой 23,5 т.
В течение года ученые проведут мониторинг всех нюансов перевозимого груза по железнодорожному полотну, на практике рассчитают износ путей.
Безбалластный путь - современная технология для железных дорог во всех передовых странах с развитой экономикой.
Технология безбалластного пути заключается в том, что железнодорожное полотно не собирают из шпальных плит, как это делали ранее, а выливают из бетона на месте, благодаря чему достигается максимальная устойчивость и плотность полотна.
Изначально бетоноукладчик методом скользящей опалубки с образованием железобетонной плиты прокладывает первый слой бетонного раствора.
По истечению нескольких дней бетонная масса затвердевает - и на этой плите укладывается верхнее строение железнодорожного пути типа «Pandrol» с пружинными клеммами «e-clip».
Затем снова проходит бетоноукладчик со скользящими формами, за которым сразу же следует машина «Опетрак», устанавливающая в свежий бетон проектное положение рельсовых скреплений.
Наименьшая себестоимость технологии в горной местности. Преимущество безбалластного пути в высокой точности элементов строения и долговременная его эксплуатация со значительно малыми затратами на обслуживание и ремонт.
Сплошная упругая посадка рельсов обеспечивает высокие скорости и при этом гасит шум стука колес. Традиционное "качение" вагонов, из-за которого дискомфорт для пассажиров и расшатываются крепления у грузов, уходит в прошлое.
Проректор Российского университета транспорта Александр Савин отмечает, что развитие экономики России влечет за собою рост объемов перевозимого груза, железнодорожный транспорт сталкивается с жесткой конкуренцией с авиационным и автомобильным транспортом.
Но в бизнесе одних высоких технологий мало. Советский Союз владел технологиями, но выдержал конкуренции со странами со свободным рынком. Вот если бы единственный акционер ОАО "РЖД" Правительство РФ передало локомотивную тягу в частные руки и пустить её по безбалластному пути, то был бы совершенно другой расклад в конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом.