- Сообщений: 25
- Спасибо получено: 0
Гимнастика для мозга. ТПРС
11 мес. 4 дн. назад #11908
от Alexander
Alexander создал тему: Гимнастика для мозга. ТПРС
Гимнастика для мозга.
документ
Белорусские ученые создали прибор, который улучшает запоминание на 40 процентов, и компьютерные программы, позволяющие читать в два раза быстрее. Доцент Института пограничной службы Петр Филиппов читает в 2,5 раза быстрее обычного человека: психолог ”сканирует” текст со скоростью 500 слов в минуту. Недавно он внимательно изучил 300-страничную научную монографию всего за пару часов. ”Информационные потоки, с которыми мы сегодня сталкиваемся, огромны, — говорит полковник запаса Филиппов. — В день в мире производится столько данных, что человеку для их обработки потребуется четверть века! Но можно привить своему мозгу навыки, которые упростят задачу”. Скорочтение, тренировка памяти и развитие способностей мозга — подобные инновационные психотехники будущие пограничники осваивают с легкой руки Петра Васильевича и его коллег по кафедре.
Белорусские ученые создали прибор, который улучшает запоминание на 40 процентов, и компьютерные программы, позволяющие читать в два раза быстрее.
Доцент Института пограничной службы Петр Филиппов читает в 2,5 раза быстрее обычного человека: психолог ”сканирует” текст со скоростью 500 слов в минуту. Недавно он внимательно изучил 300-страничную научную монографию всего за пару часов. ”Информационные потоки, с которыми мы сегодня сталкиваемся, огромны, — говорит полковник запаса Филиппов. — В день в мире производится столько данных, что человеку для их обработки потребуется четверть века! Но можно привить своему мозгу навыки, которые упростят задачу”. Скорочтение, тренировка памяти и развитие способностей мозга — подобные инновационные психотехники будущие пограничники осваивают с легкой руки Петра Васильевича и его коллег по кафедре.
Справка ”НГ”
Петр Филиппов
Доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института пограничной службы, полковник запаса. Выпускник Минского суворовского училища, окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, ВПА им.Ленина. Проходил службу на Дальнем Востоке, в Германии. Специалист в области профессиональной педагогики и психологии, психофизиологии, психологии управления, преподает соответствующие курсы в институте. Автор более 20 научных работ.
— Какие технологии для обучения есть у школьника, студента, курсанта? Как правило, компьютер. Но не каждая семья и школа могут их позволить. Поэтому я и задумался о создании простого и доступного устройства, — объясняет Петр Филиппов, показывая маленький, размером со спичечный коробок низкочастотный усилитель, к которому подключена аудиогарнитура — тренажер памяти речеслуховой.
Когда мы читаем книгу про себя, то используем только зрительный канал восприятия. Но стоит лишь прочитать вслух, проговаривая слова, как включаются еще два анализатора — аудиальный и речедвигательный. Кажется — просто. Но когда тренажер — по сути, переносной лингафонный кабинет — испытывали в лингвистическом университете, оказалось, что студенты запоминают текст с его помощью за 40 минут, а без него — за 1 час 40 минут. После экспериментов с участием почти 140 курсантов Института пограничной службы, Военной академии, учащихся Минского суворовского училища, студентов МГУ в среднем 120 из них признались, что стали воспринимать текст лучше и быстрее.
— В процессе чтения мы часто возвращаемся к ранее прочитанному, это называется регрессией, — объясняет психолог. — Глаза строчку пробежали, а мозг не усвоил информацию. Но, используя тренажер, вы снижаете регрессию на 95 процентов: ваше внимание более концентрированно, материал сохраняется лучше. Сейчас мы активно применяем прибор при подготовке курсантов института, в том числе иностранных слушателей Военной академии.
Начиная с 1970-х Петр Васильевич активно занимается методиками скорочтения. Под его руководством после трех недель занятий курсанты смогли читать 350 слов в минуту вместо 150.
— В Беларуси много курсов скорочтения, но я не встречал, чтобы в них применялись компьютерные технологии. Мы разработали компьютерную программу, состоящую из пяти разделов и различных упражнений. Если работать с программой 15—20 минут в день 3—4 дня в неделю, то вы увеличите скорость чтения вдвое уже через месяц. Конечно, чтобы достичь высот скорочтения (например, Бальзак читал сразу блоками-абзацами), требуются годы тренировок. И все же это навык, который можно сформировать.
Технологии, которые применяются в Институте погранслужбы, позволяют выпускникам расширить поле зрения при чтении, видеть сразу не 1—1,5 слова, а целую строчку, предложение, читать текст вертикальным скольжением взгляда.
Сейчас же в планах у Петра Филиппова — разработка интегральной системы обучения, которая бы объединяла различные технологии запоминания, скорочтения и развития интеллекта в целом. Возможно, в ближайшие годы нас уже не будет удивлять наличие таких предметов в школьной программе.
Советы от Петра Филиппова
Тренируем память
Вот простое упражнение, которое использовали в средневековой Японии для обучения шпионов: раскладывали несколько предметов и накрывали их платком, на несколько секунд его поднимали — надо было успеть запомнить их расположение. Начните хотя бы с четырех предметов и постепенно доведите их количество до 10. Занятия по 2—3 минуты три раза в неделю будут способствовать тренировке вашего зрительного сенсора.
Расширяем кругозор
Для скорочтения важно выработать панорамный взгляд. Когда идете по городу, попытайтесь прочитать номер проезжающей машины — быстро, скользя взглядом. Или подойдите к окну и постарайтесь охватить глазами весь вид, который открывается, а не только точку перед собой, уйдите от ”тоннельного” зрения.
5 полезных книг для тех, кто хочет развить свой интеллект
Библиотека умникаЦитата1. Андреев О., Хромов Л. Учитесь быстро читать.
2. Арден Дж. Развитие памяти для ”чайников”.
3. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения.
4. Лурия А. Маленькая книжечка о большой памяти.
5. Шилин А. Как научиться быстро читать.
Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы
Дидактический аппарат «Тренажер памяти речеслуховой»: сущность и возможности его использования в учебном процессе
15 июля 2008 г.
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
П.В. Филиппов
Военная академия Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь
Процесс обучения с каждым годом усложняется. Это обусловлено увеличением потока информации, появлением новых предметов и учебных дисциплин. В связи с этим интеллектуальная нагрузка на школьников, суворовцев, курсантов, слушателей военных учебных заведений, студентов ежегодно возрастает.
Новые современные технологии обучения способствуют повышению уровня и качества учебного процесса, решению возникающих новых проблем и задач, в определенной степени облегчают труд учителей и преподавателей. В учебный процесс внедряются новые технические средства обучения для обучающего персонала.
В настоящее время также уделяется внимание и наработке технических средств для обучаемых. Здесь можно отметить широкое использование персональных компьютеров, но они, к сожалению, не во всех учебных заведениях имеются в достаточном количестве.
Внедрение компьютерных технологий требует больших финансовых затрат. Поэтому был осуществлен поиск новых технических решений проблемы эффективного усвоения учебной и познавательной информации. Результатом поиска стало доступное, недорогое техническое средство для обучаемого (школьника, студента, курсанта) — дидактический аппарат «Тренажер памяти речеслуховой» (ТПРС), функциональной основой которого является использование психофизиологических механизмов, сенсорных систем головного мозга.
Запоминание информации лежит в основе процессов обучения и формирования индивидуального опыта человека. Пройдя по каналам восприятия, информация подвергается обработке и способствует извлечению из памяти сведений, уже хранящихся в мозге. На этом этапе устанавливаются логические и ассоциативные связи вновь поступившей информации с уже хранящейся. Именно они способствуют прочному запоминанию получаемых сведений.
Для процессов восприятия информации важную роль играют физические особенности воздействующих на рецепторы сенсорных систем (зрительной, слуховой) стимулов. Воздействие стимулов несет в себе определенную информацию, которая специфична для каждого конкретного стимула. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определенные состояния центральной нервной системы.
Кратковременное воздействие зрительного стимула приводит к сенсорным эффектам, достаточным для распознавания его значения.
Решающую роль играет соотношение между разномодальными стимулами. Если зрительно и акустически предъявленные буквы одинаковы, то можно говорить о совпадении, в противном случае — о конфликте.
Обучаемый получает информацию по трем каналам: зрительному, речеслуховому, речедвигательному.
Основной канал восприятия информации — зрительный. Человеческий глаз способен моментально фиксировать целые комплексы письменной информации.
Следующим важным каналом восприятия информации является слуховой (звуковой) сенсор. Воздействие звуковых стимулов короткое время сохраняется в сенсорном регистре в первоначальном виде, что делает возможным их дальнейшую переработку.
Речедвигательный анализатор способствует процессу возбуждения в определенной области полушарий головного мозга, который вызывается одновременно волевыми усилиями и тремя видами сильных раздражителей (зрительными, слуховыми и кинестезическими), идущими от речевых органов, что влияет на эффективное усвоение учебной информации.
Достижению этого эффекта способствует принцип работы ТПРС, основанный на механизме синхронизации работы зрительного, слухового сенсора и речедвигательного анализатора.
Синхронизация обеспечивается устройством аппарата, который состоит из микрофона, усилителя и головных телефонов. Обучающийся читает материал, который необходимо запомнить, вслух в микрофон и сразу одновременно прослушивает этот же материал в головных телефонах. По сути, ТПРС представляет собой миниатюрный лингафонный кабинет.
ТПРС в учебном процессе оказывает воздействие на:
Особенности процесса запоминания информации.
Скорость запоминания информации.
Глубину усвоения информации, длительность сохранения и возможность ее воспроизведения.
Уровень концентрации внимания при усвоении необходимой информации.
Увеличение или снижение количества регрессий (возращение к прочитанному материалу, но не усвоенному по причине переключенности внимания).
Снижение или увеличение умственной утомляемости.
Процесс воспроизведения информации.
Возможность быстрого извлечения части усвоенной информации.
Активацию слуховой памяти у обучаемых с доминирующей зрительной памятью.
ТПРС прошел апробацию на факультете пограничных войск Военной академии Республики Беларусь, а также в других высших и средних учебных заведениях страны. В апробации приняли участие курсанты 1, 2, 3, 4 курсов, общее количество которых составило 100 человек, 4 офицера факультета пограничных войск Военной академии Республики Беларусь, 16 суворовцев Минского СВУ, 10 студентов Московского государственного университета, 9 студентов Минского государственного лингвистического университета.
Результаты апробации позволяют сделать следующие выводы:
ТПРС способствует более качественному усвоению учебной информации, при значительном сокращении времени на этот процесс.
ТПРС облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Использование ТПРС позволяет активировать слуховую память у обучающихся с доминирующей зрительной памятью, а также активировать у обучающихся зрительную память при доминирующей слуховой.
ТПРС облегчает умственную работу в аудитории, где присутствует большое количество людей, обеспечивает локализацию от посторонних шумовых воздействий.
ТПРС дает возможность слышать свой голос со стороны и следить за тембром, интонацией и убедительностью своей речи.
документ
Белорусские ученые создали прибор, который улучшает запоминание на 40 процентов, и компьютерные программы, позволяющие читать в два раза быстрее. Доцент Института пограничной службы Петр Филиппов читает в 2,5 раза быстрее обычного человека: психолог ”сканирует” текст со скоростью 500 слов в минуту. Недавно он внимательно изучил 300-страничную научную монографию всего за пару часов. ”Информационные потоки, с которыми мы сегодня сталкиваемся, огромны, — говорит полковник запаса Филиппов. — В день в мире производится столько данных, что человеку для их обработки потребуется четверть века! Но можно привить своему мозгу навыки, которые упростят задачу”. Скорочтение, тренировка памяти и развитие способностей мозга — подобные инновационные психотехники будущие пограничники осваивают с легкой руки Петра Васильевича и его коллег по кафедре.
Белорусские ученые создали прибор, который улучшает запоминание на 40 процентов, и компьютерные программы, позволяющие читать в два раза быстрее.
Доцент Института пограничной службы Петр Филиппов читает в 2,5 раза быстрее обычного человека: психолог ”сканирует” текст со скоростью 500 слов в минуту. Недавно он внимательно изучил 300-страничную научную монографию всего за пару часов. ”Информационные потоки, с которыми мы сегодня сталкиваемся, огромны, — говорит полковник запаса Филиппов. — В день в мире производится столько данных, что человеку для их обработки потребуется четверть века! Но можно привить своему мозгу навыки, которые упростят задачу”. Скорочтение, тренировка памяти и развитие способностей мозга — подобные инновационные психотехники будущие пограничники осваивают с легкой руки Петра Васильевича и его коллег по кафедре.
Справка ”НГ”
Петр Филиппов
Доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института пограничной службы, полковник запаса. Выпускник Минского суворовского училища, окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, ВПА им.Ленина. Проходил службу на Дальнем Востоке, в Германии. Специалист в области профессиональной педагогики и психологии, психофизиологии, психологии управления, преподает соответствующие курсы в институте. Автор более 20 научных работ.
— Какие технологии для обучения есть у школьника, студента, курсанта? Как правило, компьютер. Но не каждая семья и школа могут их позволить. Поэтому я и задумался о создании простого и доступного устройства, — объясняет Петр Филиппов, показывая маленький, размером со спичечный коробок низкочастотный усилитель, к которому подключена аудиогарнитура — тренажер памяти речеслуховой.
Когда мы читаем книгу про себя, то используем только зрительный канал восприятия. Но стоит лишь прочитать вслух, проговаривая слова, как включаются еще два анализатора — аудиальный и речедвигательный. Кажется — просто. Но когда тренажер — по сути, переносной лингафонный кабинет — испытывали в лингвистическом университете, оказалось, что студенты запоминают текст с его помощью за 40 минут, а без него — за 1 час 40 минут. После экспериментов с участием почти 140 курсантов Института пограничной службы, Военной академии, учащихся Минского суворовского училища, студентов МГУ в среднем 120 из них признались, что стали воспринимать текст лучше и быстрее.
— В процессе чтения мы часто возвращаемся к ранее прочитанному, это называется регрессией, — объясняет психолог. — Глаза строчку пробежали, а мозг не усвоил информацию. Но, используя тренажер, вы снижаете регрессию на 95 процентов: ваше внимание более концентрированно, материал сохраняется лучше. Сейчас мы активно применяем прибор при подготовке курсантов института, в том числе иностранных слушателей Военной академии.
Начиная с 1970-х Петр Васильевич активно занимается методиками скорочтения. Под его руководством после трех недель занятий курсанты смогли читать 350 слов в минуту вместо 150.
— В Беларуси много курсов скорочтения, но я не встречал, чтобы в них применялись компьютерные технологии. Мы разработали компьютерную программу, состоящую из пяти разделов и различных упражнений. Если работать с программой 15—20 минут в день 3—4 дня в неделю, то вы увеличите скорость чтения вдвое уже через месяц. Конечно, чтобы достичь высот скорочтения (например, Бальзак читал сразу блоками-абзацами), требуются годы тренировок. И все же это навык, который можно сформировать.
Технологии, которые применяются в Институте погранслужбы, позволяют выпускникам расширить поле зрения при чтении, видеть сразу не 1—1,5 слова, а целую строчку, предложение, читать текст вертикальным скольжением взгляда.
Сейчас же в планах у Петра Филиппова — разработка интегральной системы обучения, которая бы объединяла различные технологии запоминания, скорочтения и развития интеллекта в целом. Возможно, в ближайшие годы нас уже не будет удивлять наличие таких предметов в школьной программе.
Советы от Петра Филиппова
Тренируем память
Вот простое упражнение, которое использовали в средневековой Японии для обучения шпионов: раскладывали несколько предметов и накрывали их платком, на несколько секунд его поднимали — надо было успеть запомнить их расположение. Начните хотя бы с четырех предметов и постепенно доведите их количество до 10. Занятия по 2—3 минуты три раза в неделю будут способствовать тренировке вашего зрительного сенсора.
Расширяем кругозор
Для скорочтения важно выработать панорамный взгляд. Когда идете по городу, попытайтесь прочитать номер проезжающей машины — быстро, скользя взглядом. Или подойдите к окну и постарайтесь охватить глазами весь вид, который открывается, а не только точку перед собой, уйдите от ”тоннельного” зрения.
5 полезных книг для тех, кто хочет развить свой интеллект
Библиотека умникаЦитата1. Андреев О., Хромов Л. Учитесь быстро читать.
2. Арден Дж. Развитие памяти для ”чайников”.
3. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения.
4. Лурия А. Маленькая книжечка о большой памяти.
5. Шилин А. Как научиться быстро читать.
Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научной сферы
Дидактический аппарат «Тренажер памяти речеслуховой»: сущность и возможности его использования в учебном процессе
15 июля 2008 г.
[Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.]
П.В. Филиппов
Военная академия Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь
Процесс обучения с каждым годом усложняется. Это обусловлено увеличением потока информации, появлением новых предметов и учебных дисциплин. В связи с этим интеллектуальная нагрузка на школьников, суворовцев, курсантов, слушателей военных учебных заведений, студентов ежегодно возрастает.
Новые современные технологии обучения способствуют повышению уровня и качества учебного процесса, решению возникающих новых проблем и задач, в определенной степени облегчают труд учителей и преподавателей. В учебный процесс внедряются новые технические средства обучения для обучающего персонала.
В настоящее время также уделяется внимание и наработке технических средств для обучаемых. Здесь можно отметить широкое использование персональных компьютеров, но они, к сожалению, не во всех учебных заведениях имеются в достаточном количестве.
Внедрение компьютерных технологий требует больших финансовых затрат. Поэтому был осуществлен поиск новых технических решений проблемы эффективного усвоения учебной и познавательной информации. Результатом поиска стало доступное, недорогое техническое средство для обучаемого (школьника, студента, курсанта) — дидактический аппарат «Тренажер памяти речеслуховой» (ТПРС), функциональной основой которого является использование психофизиологических механизмов, сенсорных систем головного мозга.
Запоминание информации лежит в основе процессов обучения и формирования индивидуального опыта человека. Пройдя по каналам восприятия, информация подвергается обработке и способствует извлечению из памяти сведений, уже хранящихся в мозге. На этом этапе устанавливаются логические и ассоциативные связи вновь поступившей информации с уже хранящейся. Именно они способствуют прочному запоминанию получаемых сведений.
Для процессов восприятия информации важную роль играют физические особенности воздействующих на рецепторы сенсорных систем (зрительной, слуховой) стимулов. Воздействие стимулов несет в себе определенную информацию, которая специфична для каждого конкретного стимула. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определенные состояния центральной нервной системы.
Кратковременное воздействие зрительного стимула приводит к сенсорным эффектам, достаточным для распознавания его значения.
Решающую роль играет соотношение между разномодальными стимулами. Если зрительно и акустически предъявленные буквы одинаковы, то можно говорить о совпадении, в противном случае — о конфликте.
Обучаемый получает информацию по трем каналам: зрительному, речеслуховому, речедвигательному.
Основной канал восприятия информации — зрительный. Человеческий глаз способен моментально фиксировать целые комплексы письменной информации.
Следующим важным каналом восприятия информации является слуховой (звуковой) сенсор. Воздействие звуковых стимулов короткое время сохраняется в сенсорном регистре в первоначальном виде, что делает возможным их дальнейшую переработку.
Речедвигательный анализатор способствует процессу возбуждения в определенной области полушарий головного мозга, который вызывается одновременно волевыми усилиями и тремя видами сильных раздражителей (зрительными, слуховыми и кинестезическими), идущими от речевых органов, что влияет на эффективное усвоение учебной информации.
Достижению этого эффекта способствует принцип работы ТПРС, основанный на механизме синхронизации работы зрительного, слухового сенсора и речедвигательного анализатора.
Синхронизация обеспечивается устройством аппарата, который состоит из микрофона, усилителя и головных телефонов. Обучающийся читает материал, который необходимо запомнить, вслух в микрофон и сразу одновременно прослушивает этот же материал в головных телефонах. По сути, ТПРС представляет собой миниатюрный лингафонный кабинет.
ТПРС в учебном процессе оказывает воздействие на:
Особенности процесса запоминания информации.
Скорость запоминания информации.
Глубину усвоения информации, длительность сохранения и возможность ее воспроизведения.
Уровень концентрации внимания при усвоении необходимой информации.
Увеличение или снижение количества регрессий (возращение к прочитанному материалу, но не усвоенному по причине переключенности внимания).
Снижение или увеличение умственной утомляемости.
Процесс воспроизведения информации.
Возможность быстрого извлечения части усвоенной информации.
Активацию слуховой памяти у обучаемых с доминирующей зрительной памятью.
ТПРС прошел апробацию на факультете пограничных войск Военной академии Республики Беларусь, а также в других высших и средних учебных заведениях страны. В апробации приняли участие курсанты 1, 2, 3, 4 курсов, общее количество которых составило 100 человек, 4 офицера факультета пограничных войск Военной академии Республики Беларусь, 16 суворовцев Минского СВУ, 10 студентов Московского государственного университета, 9 студентов Минского государственного лингвистического университета.
Результаты апробации позволяют сделать следующие выводы:
ТПРС способствует более качественному усвоению учебной информации, при значительном сокращении времени на этот процесс.
ТПРС облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Использование ТПРС позволяет активировать слуховую память у обучающихся с доминирующей зрительной памятью, а также активировать у обучающихся зрительную память при доминирующей слуховой.
ТПРС облегчает умственную работу в аудитории, где присутствует большое количество людей, обеспечивает локализацию от посторонних шумовых воздействий.
ТПРС дает возможность слышать свой голос со стороны и следить за тембром, интонацией и убедительностью своей речи.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Время создания страницы: 0.096 секунд