§ 4
1. Церковь и государство - лицо многочисленного сильного народа.
Государство утверждает право и принудительно заставляет исполнять правовые законы. Государство наказывает преступников с той целью, чтобы другие боялись преступать закон. Силой оружия внушает людям страх перед соблазном посягнуть на чужое право. Государство собирает налоги для содержания государственных органов, для социальной поддержки малообеспеченных, для поддержки малодоходных отраслей хозяйства, для поддержки культуры, для проведения политических кампании и так далее.
Понятна психология молодых преступников, не обольщенных жаждой наживы, но имеющие отважное сердце для подвигов. Загонять под оружием в какое-то непонятное стойло - недостойно человека.
Хоть десять смертных казней вводите, но свободолюбивый юноша никогда не смириться с непонятными ему правовыми нормами — он обязательно захочет их нарушить. Чем суровее наказание за правонарушение, тем не любящая рассуждать душа сильнее рвется содеять его. Смертная казнь лишь только вдохновляет отважного человеке: смерть всегда манит к себе, кто любит вдохновенную жизнь, тот не раз задумывался самоубийством покончить с серой жизнью. А если смерть еще и можно заработать от угнетаемого государства, то это вовсе сладко и заманчиво.
За место одной отрубленной головы преступника вырастают две. Где же спасение? А спасение в церкви, у которой вместо топора — слово.
Церковь давно уже утратила свои позиции из-за грехопадения ее служителей. Мое мнение, государство должно быть в подчинении у церкви, служители которого не имеют абсолютных убеждений, смиренно относятся ко всякому вероучению. Все государственные постановления должны соответствовать религиозным моральным нормам, а поэтому должны утверждаться в церкви.
Государство заносит перед людьми оружие, а церковь просвещает людей страхом Божьим. Страх Божий выше всякого оружия. Назначая себе судьей государственных чиновников, вы спасаетесь от земного оружия, но подставляете голову под небесное оружие.
Люди ходят по одной земле и под единым Богом. Ходить по земле — право. Иметь знание о страхе Божьем — мораль.
Как делят и распоряжаются землей, таково и право. Какое знание о Боге, такова и мораль. Если есть языческая вера в силу человеческой руки, способная творить рай на земле или создавать и одомашнивать деревянного бога, то трудно судить о какой-либо морали. Мораль только тогда существует, когда есть вера в могучего Бога, на которого нет заклинания и который никогда не будет служить прихотям людей, но всегда их будет наказывать и одновременно не наказывать за грехи их.
Мораль дает закон для всех человеческих отношений, возникающих на грешной земле. Всякий правовой закон должен быть моральным, не должен нарушать моральные нормы.
Государство принуждает соблюдать правовые нормы. Церковь призывает обратиться к совести, напоминает о страхе Божьем, когда люди забывают о моральных нормах. Государственная власть тогда сильна в обществе, тогда порядок, когда есть знание о страхе Божьем. Без религиозного сознания нет морали, без морали всякое право — насилие. Без морали люди ненавидят государство.
1а. Право больше тяготеет к свободам распоряжаться государственной собственностью, к свободам владеть землей. Если в обществе есть мораль, то каждому его члену предоставляется определенное доверие. Предоставляется моралью не клочок земли, а более ценное - человеческая теплота. Право разобщает людей, а мораль их объединяет.
Мораль не ограничивает поступки: такое может подумать человек, лишенный всякой нравственности, которого тяготит не только мораль близких людей, требующих соблюдения норм по поведения,но и вообще вся жизнь на земле не в радость. Напротив, мораль предоставляет свободу...
Если мне окажут доверие, у меня появится больше свободы осуществить намеченную цель. Осторожность многократно сковывает свободу, иногда даже и не решаешься на поступок, но причину осторожности — недоверие можно уменьшать, если есть кому довериться. А довериться и положиться можно на людей с моральными качествами, знающих цену честному слову.
В период упадка духовности, когда католическая церковь развратилась, а религиозное сознание ослабло, люди дуэлью утверждали в обществе закон чести. Это была не прихоть и не забава. Ведь когда есть в обществе мораль, люди отвечают друг перед другом за свои поступки и слова. Человек чувствует себя свободнее, когда видит у окружающих определенность, честность, отсутствие злого умысла.
Конечно, низкий страх не может породить вечную мораль. Страх перед острой шпагой не сравнись со страхом Божьим. Тем не менее честь мы представляем лишь только по романам Дюма, очевидно, утонченные отношения человечество ждут еще впереди.
1б. Отсутствие возможности формировать общественное мнение, отсутствие возможности участвовать в общественной деятельности - это отсутствие соответствующей свободы собственного волеизъявления. Человек лишается свободы жизнедеятельности, если люди отворачиваются от него, не признают его достойным себя.
Доверие предоставляет возможность человеку участвовать в общественной жизни, предоставляет ему общественную свободу.
Вместе с доверием человек может глубоко вздохнуть, без темных тональностей посмотреть на свое будущее.
Сначала репутация, потом доверие. Согласно репутации доверие предоставляет адекватную внешнюю свободу поведению. Кал воспользоваться внешней свободой, зависит от внутренней сноб оды. Честь - внутренняя свобода, огражденная и защищенная совестью и сознанием. Чести имманентно достоинство. Все, на что способен человек, является его положительным или отрицательным достоинством. Реализовать свои достоинства он может лишь только при наличии внутренней свободы от эмоций, при наличии не противоречия с сакраментальными принципами совести.
Все личные качества характеризуются особенностью сознания, все достоинства человека - это достоинства его сознания. От сознания зависит смирение, от смирения зависит внутренняя свобода, которая является честью. Какова честь, таково и достоинство человека. Хранить честь - беречь свои достоинства.
Достоинства зачастую преувеличивают сознательно или мнительно. У общества свое мнение о достоинствах отдельного человека, на основании которого составляется репутация.
Глупый пытается что-то доказать, требует дуэли, когда репутация не соответствует истинным достоинствам. Считает, что репутация драчливого петуха достойна уважения. Коварный находит выгоду из этого несоответствия. Чтобы люди были ложного о нем мнения - философия его жизни. Истинно честолюбивый сначала думает о своей чести - о внутренней свободе, а потом уже об общественном мнении. Он смиренно относится к окружающим людям - Бог даст, они оценят его сначала по заслугам, а потом по достоинствам.
Совместимость достоинств с репутацией требует внутренняя природа человека. У всякого всегда есть влечение хотя бы к одному близкому, который бы знал истинные достоинства. Ведь можно лишиться рассудка, обрести невыносимые страдания, когда потеряешь самого себя. Но когда к тебе обращаются как к тебе, ты держишься ниточкой за свое Я.
Но и ревностно относиться к репутации, к имени в обществе тоже не стоит. Можно настроить иллюзии в отношении к своему Я и потерять самого себя. Вместе со славой и уважением придут страдания, от которых захочется избавиться, пользуясь положением в обществе.
Кто быстро взлетает, тот так же быстро и падает.
1в. В отличие от льстивого признания, доверие позволяет человеку получить соответствующее положение среди окружающих. Чистосердечное расположение содействует и усиливает волю отдельного человека, сглаживает недостатки индивидуума и дает ему более свободно и уютно чувствовать себя в обществе.
Общее расположение людей друг к другу зависит от их морали. Как они относятся друг к другу, кем является для них близких - от всего этого зависит духовность и дееспособность общества.
От морали зависит будут ли люди уступать друг другу дорогу, будут ли содействовать друг другу в достижении цели. При аморальном (т.е. при неразумном) расположении людей к себе, когда среди них нет смирения, неразумные дети Господа не смогут выбраться из охваченного пламенем дома. Все столпятся у дверей и ни один не сможет выйти. Все сгорят дотла, не решив, кто должен первым спастись.
Дружеское расположение - неограниченное доверие друг к другу, отсутствие сомнения в преданности, отсутствие страхе ожидания подлости, коварства. Друзья ведут себя открыто, не приукрашивают свои достоинства, не возвышают себя друг перед другом, всегда отзываются на помощь. Самая нелицеприятная критика от друга воспринимается смиренно, принимается на осмысление. С другом делятся последним хлебом, ради него забывают о служебной карьере.
Мораль дружеского расположения могла бы разойтись по всей земле, всякий называл бы каждого своим другом, если бы люди не забывали о Боге. Действительно, когда есть сильный страх перед Богом — страх перед ближним уходит. Недоверие тает к совершенно незнакомому человеку, можно проникнуться любовью. Высокий дух позволяет не замечать трусливой психикой неразумность близких, позволяет полюбить даже самого негодного и призывает помочь близкому преодолеть свои слабости.
Дружеская мораль не является "надстройкой производственных отношений". Друзья в своем союзе не преследуют какой-либо коллективной цели, дружба не рождается в помысле использовать друг друга в достижении сугубо частных целей, друзья не имеют частных интересов. Действительно, друзья самоотверженно помогают друг другу во всем, но кто ради этого дружит, того разоблачают и исключают из числа друзей. Любовь человека к человеку исходна, от Бога она не поддается какому-либо расчету. Человек просто любит своего друга, ради него может пожертвовать своей жизнью - какой еще может быть шкурнический расчет?
В дружеским расположении человек свое анимистическое Я размещает в своих друзьях: Пашка, Мишка, Гришка — это не отдельные люди, это Я во множественном числе. Без них мне пусто на душе, без них и меня нет, без них и мне не стоит жить. Личность высокого духа в своих друзьях видит себя одного, жизненные интересы не разделяет на Мишкины и Гришкины: они все принадлежат ему одному. Другу все позволено, он может как в известном романе о трех мушкетерах без разрешения проиграть собственность своего товарища и получить прощение.
Государство не в силах утвердить общественную собственность: она возможна лишь только тогда, когда люди начнут любить друг друга. Заедет ко мне домой преданный товарищ, без разрешения почистит моей щеткой свои зубы - мне будет лишь только смешно: это мой друг — я могу многого ему позволить, постараюсь как можно меньше ему сковывать свободу, разрешу распорядиться ему любой своей вещью.
Дружеская мораль - религиозная мораль. Точнее. всякая мораль религиозная, но дружеская мораль имеет под собою более высокую религию.
Ведь нельзя без Божьего духа полюбить всем сердцем ближнего, невозможно быть честным и надежным другом без совести, без смирения. Кто не умеет смирять соблазн, тот предаст своего друга. Только сильная вера в могучего Бога позволяет ценить и беречь дружеские отношения.
Наиболее распространенная и низкая мораль - это взаимный интерес.
Ее еще называют или называли коммунистической: люди строят между собою необходимые моральные отношения ради взаимной общей цели - строительство коммунистического рая на земле. Необходимо дружить: без дружбы пропадешь, ничего не добьешься, съедят враги. Сбивайся в стаю, давая друг другу обязательства и иди к заветной цели.
Определенные достоинства сознания все же требуются для шкурнической морали. Прежде всего, необходимо поклонение перед человеческой силой: слепо верить в могущество человеческой руки, презирать слабых и целовать ноги сильным. Человек с сильным духом, с высокой нравственностью любит слабость, приближает к себе и заботится о слабых, ибо знает о своей слабости перед Богом; кто же возомнил о себе, того он без всякой дипломатии ставит в соответствующее рамки. Почитатель же серой толпы всячески находит повод поиздеваться над слабым, демонстрирует перед всеми свою силу, но как только видит перед собою более сильного, готов ползать вокруг него.
Необходимо качать свои мышцы, гордиться своим твердым словом: без этого не примут в воровскую шайку. Достижение взаимной цели требует соблюдения обязательств друг перед другом, поэтому определенная твердость характера все же нужна, чтобы стать лидером или полноправным членом организации.
Качают свои мышцы: запугивают близких. Если стремятся устрашить близких - значит боятся их. Не очень-то остерегайтесь громил: у них не очень твердые нервы.
Если в дружеских отношениях максимальное доверие, то в стае максимальная осторожность. Люди хранят друг перед другом коллективную поддержку, соблюдают обязательства, помнят о долге, но до тех и пор, пока не подойдут к определенной черте. За чертой готовы перегрызть друг другу горло. А пока с осторожностью относятся к своим соучастникам общего дела, следят, чтобы кто-нибудь первым не набросился. Их улыбки — это просто рычание, предупреждение не подходить близко.
Низкая мораль объединяет только группу людей, создает касты. Обуславливает ненависть к людям, покидающих или не состоящих в касте. Шкурная мораль отражается в национализме, в убеждениях о превосходстве своей нации над всеми остальными.
Все человечество когда-то было стадом, поэтому из низкой морали, очевидно нормируется высокая мораль. Познание Всевышнего страха позволяет вдохновить любовь к своему народу на любовь ко всем людям земли. Чем сильнее внутренняя любовь к Богу, тем шире и объемней внешняя любовь ко всему видимому.
Даже в воровской шайке с волчьим законом может родиться человек. Вооруженные налеты притупляют страх веред смертью, появляется потребность в вдохновенной жизни, деньги становятся мусором. Бывшие преступники раскаиваются в своей жизни - страдания заглушают наркотиками, кончают самоубийством или возносятся и становятся праведниками.
Мы любим друг друга, потому что Отец у нас общий и Мать природа одна. По недоразумению ближний может причинить любое зло, но не следует его бояться, а следовательно и ненавидеть. Брата или сестру с любыми нравственными качествами необходимо любить; если нет любви - необходимо ее просить. На внешность не стоит обращать оценивающее внимание, смотреть нужно кротко вдохновенным оком; поступки следует прощать, ибо сами просим прощения у Господа. Убить можно даже ненавистным взглядом, и человеку будет уже трудно стать достойным сыном Божиим. Отец не делит нас на касты, Он обнимет даже самого "гадкого и омерзительного" сына. Будучи красивым и высококультурным, станете омерзительным в очах Господа, если кого-то удержите обратиться к Отцу.
1г. Объект морали — доверие. Субъект морали — человек, испытывающий страх из-за оказания или получения доверия.
Субъекты морали вступают в моральные отношения, если объект морали у них становится общим. Моральные отношения возникают, когда приходится доверять друг другу, коллективно решая жизненную задачу.
Моральные отношения зависят от расположения субъектов морали. Например, если субъекту морали доверено утверждать общественное сознание, то и отношение к нему соответствующее.
Следует оперировать двумя близкими по содержанию понятиями: расположение и моральное отношение.
Предметом доверия является сознание, ибо только оно определяет сущность и характерные особенности личности. Всякий поступок определяется сознанием. Даже бессознательный эмоциональный срыв является следствием слабого грешного сознания.
Общество состоит из не менее двух человек. Двое встречаются, высказывают свои мнения по различным вопросам. Сближаются, образуют общество, если находят общее сознание. Общее тленное сознание есть мировоззрение, совокупность мнений, признаваемых членами общества. Чем большее количество вопросов охватывает общее общественное сознание, тем крепче и мобильней общество.
Расположение есть отношение между субъектами морали, доверяющими общему сознанию. Моральное отношение есть отношение между субъектами морали, доверяющими конкретному сознанию личности, доверяющей способности хранить верность общему сознанию.
В результате ознакомительного общения выявляются общие суждения. Расположение возникает вместе с моральным отношением - с верой, что собеседник слова произносит убежденно, от сердца.
Расположение - остов общества, единство согласия и несогласия. Моральные отношения подвижны, изменчивы, являются противоположностью согласия и несогласия; от их развития зависит новое качество расположения.
1д. В расположении отдельным лицам отводятся особенные места - положения в обществе. Авторитет, с одной стороны, является сведущим в области общественного сознания, знает, что хотят и что следует дать людям. С другой стороны, авторитет должен зарекомендовать себя человеком слова, должен проявить правдивое отношение к своим суждениям.
К авторитетам прислушиваются,оказывают им этикет внимания. Часто возносят до богов и слепо подчиняются всем повелительным словам. В самих же этих богах просыпается соблазн и дьявол.
Авторитеты все же нужны: без них нет согласия в обществе, нет единого управления обществом. Общественное сознание не исходно, его нужно открывать, познавать. Люди больше доверяют проверенным авторитетным устам, когда хотят получить новое знание о сознательной жизни.
Существует язык общения, через который люди сообщают о себе и о своем отношении к окружающим. Этикетом манер лицо заявляет о своих достоинствах. Этикетом внимания выражают свое отношение к ближнему. Этикет бывает естественный и принужденный. Принужденный, напыщенный и безобразный человек сообщает о ложных своих достоинствах, от него требует общество определенным образом относиться к кому - либо,
У каждого достойного человека естественная реакция ко всему безобразному. Приспособленцы с принужденным этикет ом обманывают и унижают окружающих, они безобразны на виду добрых сердец. Их обличают, просмеивают, отводят им недостойные положения в обществе.
К унижению можно относиться с разумом смиренно. Кто впадает в ярость и начинает бесконтрольно действовать, тот еще больше себя унижает. Разумный видит в себе причину унижения в том, что он не смог проконтролировать развитие обстоятельств, в силу чего и произошло нежелательное событие.
Но, а раз уж это событие произошло, то его не повернуть назад. Впадать в истерику неразумно - целесообразно собраться силами и принять разумное решение.
Главное, сохранить в себе честь, а общественное мнение - второстепенное. Более страшен суд Божий, чем суд людей.
Нечестивый не очень заботится о своих личных достоинствах, он предпочтению отдает только одному достоинству — обманывать людей. Он очень ревностно относится к своему имени в обществе, цель всей его жизни - создавать репутацию в обществе, причем репутацию как можно более достойного человека. Для него униженнее - это когда ему предоставят то, что он заслуживает своей истинной натурой, своими истинными способностями. Нечестивый называет унижением, когда его достоинства соответствуют положению в обществе.
Кто заботится о своей внутренней свободе, у того понятия о чести другие. Для него унижением будет то, когда его достоинства не будут соответствовать положению в обществе. Ему будет тяжело, если почувствует недостойный к себе этикет внимания. Кто бережет свою честь, тот откажется от трона короля, если этот трон не соответствует его достоинствам, его жизненным устремлениям. Он лучше умрет, но не облачится в шкуру нечестивого. Ему нужна стройная вдохновенная жизнь, а не распутство и разврат. Ему необходимо, чтобы люди к нему шли с любовью, а не со страхом.
Честные сердцем — воины добра со злом, воины вечности со смертью. Крепкие мускулы, острые шпаги, распятия и костры, слепая вера - это не их оружие. Оружие Божьих воинов - бесстрашие перед грубой силой, перед распятием и костром, бесстрашие лишиться убеждения, бесстрашие лишиться темной веры. В их руках огонь разума для борьбы с сатаной. Сомнение разума сжигает устарелые суждения, очищает поле для новой более светлой веры.
В нечестивых зарождается зло, от которого слабеет вера в Господа, рушится мораль в обществе - общество заражается болезнями и гибнет. Соль земли теряет свою силу - земля перестает быть соленой.
Тупицы в рясах загораживают собою Божий свет - на земле начинает произрастать всякая нечисть.
Неразумные забывают о Боге, становятся приспособленцами в обществе. Божий страх променивают на страх перед своим ближним, становятся нечестивыми. Нечестивый - больной человек, он больной чумой. Вирусы зла заставляют его кусать всех подряд, заставляют заражать собою окружающих. Необходимо строить храмы и изолировать по доброй воли больных людей. Я верю, Господь всемогущ, Он даст исцеление всем. Очень опасно давать приспособленцам занимать авторитетные положения в обществе: здесь уже и государство - последний оплот морали — будет на грани гибели.
Когда нечестивые у власти - это ужасно. Богобоязненные люди не дают себя кусать - к ним применяется государственное насилие, ограничение всякой человеческой свободы. Народ превращается в стадо баранов, поклоняющихся своему пастуху. Одного волка достаточно, чтобы он порезал все стадо. И этот волк безбоязненно набрасывается на легковерных, как только пастух потеряет свою бдительность.
А бдительность пастух народов теряет в скором времени, потому что он человек, а не Бог. Народ сильный и вечный тогда, когда каждый отдает свое сердце на хранение Господу, а не земному авторитету. Сатана не в силах добраться до Господа, а поэтому не в силах порушить богобоязненное сердце.
Забыть Бога - стать скотиной, потерять свою честь. Вы честь свою отдаете негодяю, который измывается над всеми. Честь и сердце должны принадлежать только Богу и никому другому.
Когда честь принадлежит Богу, можно при всех до самой земли поклониться перед уважаемым человеком, и даже капля унижения не проникнет в душу. Если он достойный человек - в нем частица духа от Бога, а потому и не грех перед ним склониться. Если недостойный - совершу правое дело: тщеславный возомнит о себе и лопнет от гордости.
Когда честь принадлежит людям, нечестивец посмотрит по сторонам - если никто не видит - склонится перед тем, от которого зависит его судьба. Потом будет долго плеваться и не верить в свои достоинства.
Честный человек достойно принимает уважаемое положение в обществе. Если авторитет стыдиться принять знак уважения, значит что-то нечисто в его сознании. Ом боится разоблачения, поэтому краснеет от внимания поклонников.
Люди не могут быть все одинаковыми: каждый одарен в своей области жизнедеятельности. Уважение необходимо проявлять к каждому, ибо каждого сотворил Господь. Уважение — знак признания бытия ближнего - признание бытия Господа, сотворившего его.
Некоторые взваливают на себя тяжелый крест - им необходимо уделить более почетное место в сфере всеобщего уважения. Необходимо поступиться и посыпать дорожку, чтобы ему легче было идти.
О разуме свидетельствует молчание, а не слова. Может кто-нибудь из нас вчера на ночь дольше молился Богу? Посадим его за передний стол и послушаем, что он скажет!
1е. Стоит ли взрослому учить: что хорошо, а что плохо? Моральные нормы известны давно, но почему-то их не соблюдают… Надо полагать, "образованным" взрослым все же есть чему-то поучиться, чтобы понять, ради чего совершать добрые поступки.
Совершают добро ради райской жизни после физической смерти. В моем же понимании, мы ежесекундно умираем, представляем из себя единство жизни и смерти. Душа рвется к счастью - к возвышенному, смиренному качеству единства жизни и смерти. Как удовлетворить естественную потребность души быть счастливой на грешной земле?
Счастье зарабатывают кровью и потом. Узнав счастливую минуту - без всякого страха шагают в преисподнюю. Чтобы не иметь душевных страданий, не сожалеть о прожитом времени, ради личного счастья, ради счастья близких людей и потомков, чтобы искренне уважали и помнили добрым словом, запомни и насколько хватит сил постарайся соблюсти всего одну и только одну заповедь: везде и всегда поступай так, чтобы не убывал страх Господень ни в тебе, ни в твоих близких.
Не руководствуясь этой заповедью,люди променивают страх Божий на низменные страхи, совершают омерзительные поступки делами или словами. Их достоянием становятся слабые бедные духи - им становится тяжело жить. Болезни, немощность, отсутствие всякого интереса к жизни — вот награда за проданный Божий страх.
Соблюдая золотое правило праведной жизни при решении жизненной задачи, ты будешь искать сильный дух у Господа, чтобы совершить благочестивый бесстрашный поступок. Со временем запомнишь дорогу к Господу, будет привычно входить в Отцов дом. Ты никогда не будешь жаловаться на тяжелую жизнь, ибо у тебя за спиной будут могучие Божьи крылья.
Основная заповедь человеческой жизни превращает сознание в философский камень, который тщетно искали алхимики. Этот философский камень в свою очередь превращает слабые человеческие руки в фантастические могучие руки волшебника: человек, не имея за душой и копейки, становится невообразимо богатым. Одухотворенный алхимик, изучая рынок товаров, дешевый металл превращает в золото.
Соблюдать заповедь нужно не ради сильных рук: превознося свою силу перед Богом, мы нарушаем заповедь и получаем лишь только и уродливые смешные руки. Необходимо избавиться от всякого помысла владеть философским камнем, разумное решение - отдать его на службу людям. Необходимо огнем выжечь из себя всякий помысел соблазна, а затем соблюсти заповедь ради вознесения себя над суетной жизнью ради смирения и покоя. Только тогда Господь даст в руки волшебный камень, который затем подарите людям.