В обществе с товарно-денежными отношениями очень много говорят о самооценке и совершенно забывают о чести, а тем более и о совести.
Человеку на рынке труда надо знать себе цену, чтобы не прогадать в продаже своих рук и деловых качеств. И за хорошую цену, в конкуренции за рабочие места продают и моральные принципы, предают близких и друзей, страну.
Когда люди устраиваются на работу, специально обученные менеджеры премиальными, штрафами и угрозами увольнения добивают в человеке честь и совесть, делают из работника беспрекословное существо.
В боевой армии, на высокотехнологичных предприятиях понимают, что существо не будет хорошо воевать и работать, поэтому заостряют внимание на честь солдата и профессионального работника.
Честь есть право на инициативу, право на собственное мнение и участия в выработке совместного решения. Если за человека абсолютно все решают, то он обесчестен и нет к нему уважения.
Солдат с честью в бою размышляет и принимает на себя ответственность за дополнительные действия, не предусмотренные по штабному плану и в приказе командира.
Мысль и свобода слова и действий - это одна внутренняя сторона чести.
Честолюбивые люди привязаны к внутренней стороне чести и впадают в ярость, когда не прислушиваются к их мнению.
Вторая внешняя сторона чести - это те моральные принципы, которые человек объявляет обществу и обещает людям не нарушить их ни при каких условиях и обстоятельствах, исполнит их перед угрозой смерти.
Человек с истинной честью переживает за свои обязательства перед обществом и в меньшей степени реагирует на то, что не имеет уважения к себе.
Внешняя сторона чести солдата - это его военная присяга. Присягу дают судьи, президенты.
В стране есть правовые законы, их инициирует государство, прописывает нормы в сводах и обязывает всех исполнять под страхом административного и уголовного наказания. Моральные нормы инициируют отдельные личности, организации культуры и силой убеждения призывают придерживаться морали. Честь держится на свободе и на морали.
Помимо судей и президентов честь имеют главари криминального мира. Бандиты с честью тоже дают присягу придерживаться воровской морали, делают на теле татуировки преступных понятий.
Господь Бог для всех женщин и для мужчин в том числе создал гормон окситоцин, под действием которого пробуждаются доброта и сострадание к детям, к старикам, ко всем людям. Гормон окситоцин с записанным в нем Божьим законом и есть основа совести.
Бессовестные люди окситоцин направляют к отдельным людям, а на других обрушивают агрессивный безжалостный норадреналин. Преступники своих братьев по воровскому ремеслу называют людьми, а остальные для них животные, лохи.
Совести не имеют националисты, которые превозносят собственную нацию над всем остальным человечеством. Националисты и преступники одного поля ягода - они не имеют в душе Бога, хоть и любят себя причислять к божественной сущности.
Наиболее распространенное социальное явление - направлять чувство доброты и сострадания к домашним животным, не оставляя окситоцин для людей. Именно по этой причине религия издревле применяла духовную практику жертвоприношения животных с той целью, чтобы избавить людей от привязанности к ним.
Если солдат с бесстрашием выполнит приказ командира и при этом без мук совести бросит раненого товарища на поле боя, то у него нет ни совести, и честь у него поганая.
Без совести и сострадания вообще любая честь поганая. Благородный и доблестный воин к врагам своим относится с любовью и уважением, пленным отдает почести и никогда не унижает их, не издевается над ними.