В Америке зрелища судебных процессов любопытствующим зевакам предоставляют лишь только в виде рисунков, не говоря о показах по телевидению. Возможно, в России учатся демократии, которую нация за всю свою историю никогда не имела, поэтому на всеобщем обозрении показывают, как следует цивилизованно осуждать преступников. К тому же, наверное, хотят, чтобы народ почувствовал себя властелином человеческих судеб, уверенно боролся с преступностью, ходил на выборы.
Да только вот вряд ли в судах может быть какая-то цивилизованность. Пусть будет доказана вина подсудимого, но судить-то в конечном итоге его имеет моральное право только один Бог; даже самый правильный судья принимает в душу грех, объявляя наказание преступнику. И от любых судов, даже самых правильных, у зевак необходимо развивается жажда судить. И с этой жаждой они могут пренебречь законы и устроить суды Линча, охоту на ведьм.
Высшее достижение суда – это вовсе не успех криминалистики, а психологическое воздействие на преступника, в результате которого он признаёт вину, раскаивается, просит пощаду. А иначе, зачем эти ритуалы уважения к суду? Если не духовная психология, тогда нет необходимости в уважении, представители суда должны со злобной ухмылкой демонстрировать объективные факты и злорадно отправлять в тюрьму.
Какая может быть исповедь виновного, если отовсюду на него смотрят телевизионные камеры? Эти показные суды ведут лишь только к тому, что люди категорически перестанут признавать собственную виновность, а обвинители маниакально захотят преступников вешать, распинать, сжигать на костре.