Избиения, применение пыток - это довольно распространённая практика правоохранительных органов, которая долгое время оставалась в тени. Случай в Казани в отделе полиции "Дальний" с Сергеем Назаровым 1959 года рождения принял широкий общественный резонанс. Эта была та капля терпения, которая вынудила средства массовой информации призвать МВД к ответу.
Сергей Назаров был ранее неоднократно судимый, доставлен в отдел полиции по делу о краже. И допрос, как называется, был с пристрастием, даже чересчур. Помимо того, что Сергея Назарова избили - ему ещё и вбили в задний проход бутылку из-под шампанского. С диагнозом "разрыв прямой кишки" Назаров был госпитализирован, прооперирован, после чего он впал в кому и скончался.
Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда полагает, что причина полицейского произвола кроется не в самой системе МВД, а в нравственном состоянии общества.
Если Владимир Легойда прав, то, получается, причина полицейского произвола в Церкви, которая и обязана отвечать за нравственное состояние общества. Если бы общество было нравственным, то и правоохранительным органам нечего было бы делать, не было бы преступников.
Дело всё не в людях, не в обществе, а в несовершенном законодательстве. Причём, несовершенство законов как праве, так и в морали. Но мораль оставим в покое, пусть ею занимаются священники.
Полицейский произвол ведь краеугольным камнем упирается в практику допросов. Чтобы решить эту проблему, надо или отменить допросы, или строго их регламентировать.
Отменить допросы вряд ли получится, без них судопроизводство встанет. А вот как допрашивать подозреваемых и свидетелей - это никто не знает. И ведь из-за этой беспомощности перед преступностью полицейские впадают в аффект, озлобляются, становятся садистами. Когда преступник смеётся тебе в лицо - здесь далеко не у каждого выдержат нервы.
Допрос - это всегда давление. И если не делать физическое насилие, то придётся совершать психологические уловки. А если у допрашиваемого мозг пропит, наполовину уничтожен наркотиками, то и никакие психологические уловки не помогут.
Будем исходить из того, что сажать на кол, подвешивать на дыбу - это средневековье, в современном мире должны быть другие меры.
Должны быть узаконены психотропные препараты для лиц, которые в следственном изоляторе буянят, проявляют неуважение к закону. Ведь всё равно же по отношению к ним надо реагировать; так чем их избивать - лучше поставить усмирительный укол. Заодно и полицейские не будут участвовать в грубой расправе, сохранят свою психику от маниакальных отклонений.
И камеры надо делать одиночные без света и с глухими стенами. Человек должен увидеть свет своей души, который подскажет ему давать ли следствию показания.