Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин, сын величайшего советского актера и юмориста Аркадия Райкина, назвал Россию некрофильским государством. Он вспомнил искалеченные судьбы выдающихся людей, которых при жизни "вытравливали", а после мертвых уже любили. И это касается Гумилева, Цветаевой, Маяковского, Мандельштама, Бродского и других.
После этих слов о некрофильском государстве у многих, вероятно, уязвлена гордость за свою страну. И в этом плане Константин Райкин, безусловно, не был ни политически, ни морально корректным.
Но, между прочим, гордость и даже гордость за свою страну является не очень праведным чувством. Лучше не гордиться своей страной, а любить её! Любовь уже от Бога, в отличие от гордости.
С любовью видишь все недостатки объекта любви и принимаешь их или прикладываешь все силы для их исправления. У русской культуры, действительно, есть несколько не здоровое отношение к мертвым.
Взять к примеру мавзолей Ленина, кладбище советских военачальников и политических лидеров у Кремлевской стены на Красной площади. Красная площадь должна быть красивой, а мертвецы по определению не могут быть красивыми.
Русская православная церковь "мощи" пусть даже святых людей по преклонению возводит выше икон. В иконе божественная красота, как и в любом творении талантливого художника, но останки умерших людей не могут быть творением ни Бога, ни человека.
Сегодня узнаем, что ангарский маньяк Попков по своим "подвигам" превзошел Чикатило. И что же это за такая благодатная социальная среда, из которой произрастают подобные монстры?Ведь этих убийц что-то подпитывало, они каким-то образом впитали в себя свои жизненные ценности.
И что же делать? Вряд ли стоит рушить идолы, оскорблять страну некрофильским государством.
Жесткая социальная конкуренция не позволяет ценить и любить людей при их жизни. А когда они умирают, то зависть к ним проходит и пробуждаются добрые чувства, признаем их достоинства и заслуги.
Надо помогать талантливым и умным людям, продвигать их по жизни - и тогда не придется слышать в свой адрес склонность к некрофильству.