Иисус Христос учил прощать неустанно: сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат, нужно его прощать, и ни в коем случае не мстить ему. Когда апостол Пётр спросил: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?” Иисус ответил ему: “Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18, 21–22).
А если человек уверен, что получит очередное прощение и с ощущением своей безнаказанности вновь и вновь совершает свои деяния? Тот, кто его прощает, - на нём лежит не меньшая вина! И он тоже в равной мере заслуживает наказания по причине своего попустительства.
Прощать нужно, но только с единственной целью, чтобы не держать в себе обиду. И в этом смысле прощать нужно всегда, лишь бы не быть обиженным, не носить в себе это тягостное чувство.
Ведь как часто бывает. Человек не прощает и действий никаких не совершает, не идёт на контакт для выяснения отношений. А обида в нём всё разрастается и зреет. И в какой-то момент он уже не управляет собою, совершает непроизвольные в состоянии аффекта действия - сам же потом сожалеет.
А ведь надо было в самом начале подойти к обидчику и сказать ему, что я вот собираюсь Вас простить по такому-то поводу, не хочу доводить себя до состояния гнева. И на душе стало бы легче, возможно, не пришлось бы более терпеть обиды.
Здесь главное то, готов ли обидчик принять прощение? Если он на твоё прощение смотрит надменно, улыбается, абсолютно не имеет к тебе никакого уважения, то следует предпринимать другие меры.
Уважение сублимируется из чувства страха. Если всё твоё поведение предсказуемое, не внушает волнения, то и уважения к тебе никакого не будет. Если можешь совершить поступок против воли людей, то только в этом случае начнут с тобою считаться, примут во внимание твои слова.
Сначала добейся к себе уважения, а потом уже можно прощать.
Если человек переживал много, в его глазах неподдельное страдание, то в этом случае можно ему сказать, что прощаешь его, возвращаешь к нему прежнее доверие. И надо смотреть ему в лицо, видеть, как он принимает прощение.
Если он испытывает облегчение, то напрасно его простили: он добился своего и теперь примется за прежнее. Прощение должно лечь на него тяжёлым грузом, так как он обязуется впредь не совершать то, что ему простили.
Прощённый должен доказать вновь оказанное ему доверие. И должно пройти какое-то время, после чего уже можно строить отношения на полном доверии.