Елена Ваенга на вопрос корреспондента Комсомольской правды Ирины Барышевой, что бы она незамедлительно сделала, если бы стала министром культуры, ответила: "... фонограмму я отменила бы, это 100%! И ввела хотя бы для начала такой закон: "Да, вы имеете право петь под фонограмму, но зритель, который пришёл и увидел, что вы поёте под фонограмму, выходит в фойе, подходит к кассе и просит вернуть свои деньги обратно, а также компенсацию за моральный ущерб." Вот это было бы прекрасно!"
Наверное, не все артисты эстрады располагают таким здоровьем, таким вдохновением, как у Елены Ваенги, поэтому не могут полностью выкладываться на сцене, вынуждены петь под фонограмму или, как говорят, под "фанеру". Елена Ваенга в данном случае не права: если ей нравится на сцене из последних сил рвать голос, сопереживать эмоциональное состояние образа, то это её личное дело - и абсолютно все артисты не обязаны ей следовать.
Главное - результат: с каким настроением зрители покинут зал. А как достигнуть этот результат - второстепенный вопрос. Можно петь и живым голосом, и под "фанеру" - лишь бы люди не разочаровались, захотели бы повторно прийти на концерт.
Артист есть творческая личность, а всякая творческая личность никому и ничего не обязана. Это от проститутки можно требовать работу, а артист сам требует от зрителей живого сопереживания, сострадания. И если не добился от зрителя необходимого эмоционального состояния, то можно и вернуть ему деньги за купленный билет.