Музыка
Адажио g-moll для органа и струнных
Биография
Томазо Джованни Альбинони был венецианским композитором эпохи барокко. Родился 8 июня 1671 в Венецианской республике в семье богатого купца, с детства изучал скрипку и пение. Умер там же в родной Венеции 17 января 1751 года.
Хотя Альбинони был известен в своё время как оперный композитор, сегодня его помнят в основном за его инструментальную музыку. Его Адажио соль-минор является одним из наиболее известных произведений музыки барокко.
Альбинони, не имея каких-либо связей с важнейшими музыкальными учреждениями Венеции, добился своей славы оперного композитора во многих городах Италии: Генуя, Болонья, Мантуя, Удине, Пьяченца и Неаполь. Он написал больше, чем 81 оперу, из которых 28 были поставлены в Венеции между 1723 и 1740 годами. Некоторые из его опер были поставлены в Северной Европе 1720-х годов.
Сравнительно мало известно о жизни Томазо Альбинони, особенно с учетом его статуса композитора, сведения о которых очень хорошо документировались. Его первая опера «Зенобия, царица Пальмирены» была поставлена в Венеции в 1694 году, что совпадает с его первым сборником инструментальной музыки. В этом сборнике 12 Соната Tre, оп.1, была посвящена его венецианским друзьям, в т.ч. Пьетро, кардиналу Оттобони (внучатый племянник папы Александра VIII). Кардинал Оттобони был влиятельным в Риме покровителем многих композиторов, таких как Арканджело Корелли.
В 1700 году Альбинони поступил на службу скрипачом к Карлу IV, герцогу Мантуи, которому он посвятил своё соч. 2 из собрания инструментальных пьес. В 1701 г он написал очень популярные пьесы соч. 3 и посвятил это сочинение Козимо III де Медичи, великому герцогу Тосканы.
До смерти отца в 1709 году Томазо Альбинони больше писал музыку для удовольствия, чем для получения прибыли. После смерти отца, как старший сын он вынужден был взять на себя ответственность за семейный бизнес. Отныне он полный рабочий день посвящал тем музыкальным произведениям, которые пользовались наибольшим спросом.
В 1705 году Томазо Альбинони женился на оперной певице Маргарите Раймонди.
В отличие от большинства композиторов того времени Томазо Альбинони никогда не стремился получить должность при Церкви, поэтому имел возможность сочинять музыку независимо от религиозных догматов.
В 1722 году он отправился в Мюнхен по приглашению Максимилиана II, которому Альбинони посвятил цикл из двенадцати концертов.
Большинство его оперных работ были потеряны, многие из не потерянных так и не были опубликованы при его жизни. Девять коллекций его инструментальных произведений пользовались большим успехом.
Альбинони особенно любил гобой, изобретённый в эпоху Ренессанса. Его признают первым итальянским исполнителем музыки на гобое.
Хотя Томазо Альбинони прожил в Венеции всю свою жизнь, он всё же путешествовал по южной Европе, встречался с европейской знатью, которая частенько посещала Венецию: в Италии, в т.ч. в Венеции, ещё в те времена предприимчивые города-государства создали привлекательные условия для туризма.
Помимо нескольких инструментальных произведений, циркулировавших в рукописях в 1735 году, мало что ещё известно о жизни Альбинони и его музыкальной деятельности.
В 1740 году коллекция скрипичных сонат Альбинони была опубликована во Франции в виде посмертного издания, и исследователи долгое время полагали, что это означало, что Альбинони умер к тому времени. Однако впоследствии стало ясно, что он жил в это время в Венеции, но в безвестности: осталась запись в приходе Св. Варнавы, что Томазо Альбинони умер в Венеции в 1751 году от сахарного диабета.
Значительная часть его работ была потеряна в последние годы Второй мировой войны, в связи с бомбардировкой Дрездена и Дрезденской государственной библиотеки.
В 1945 году Ремо Джацотто, миланский музыковед, отправился в Дрезден, чтобы расширить сведения о биографии Альбинони и о его музыкальных произведениях. Джацотто по фрагментам реконструировал известное ныне Адажио.