Во времена древнегреческого философа Диогена Синопского вопросы глобализации не были столь остры, как сегодня, но все же философов беспокоили проблемы глобального мира, а полководцы седлали коней и посредством оружия устанавливали единые законы для всех народов.
Великий завоеватель Александр Македонский общался с Диогеном, уважал его размышления и стиль общения. И, вероятно, одним из мотивов завоевания мира у Александра было желание, чтобы такие, как Диоген, могли установить свое жилище-бочку в любом краю света.
Растет население, усиливаются и расширяются экономические, финансовые, культурные отношения между всеми народами и индивидами планеты - все это и есть глобализация. Глобализация есть объективное явление, это явление необходимо хотя бы принять в свое сознание и сформировать здравое собственное отношение к надвигающемуся будущему миру.
Глобализация необходимо сталкивается с национальными и индивидуальными свободами. Далеко не всем по нраву, чтобы рядом с ними жил некий Диоген в бочке. Ведь люди более толерантные к бродячим собакам, чем к своим братьям-скитальцам.
Космополитизм - это такие правила совместного проживания на нашей единой планете, которые бы были благом для каждого человека и социального образования. Космополитизм есть нравственные пути глобализации, ведущие к свободам и процветанию всего человечества.
Космополитизм, как самый верный и единственный путь глобализации, может быть только один, а все остальное интернационализм. Интернационализмов, как неверные формы глобализации мира, много, а космополитизм один.
Наиболее влиятельные в наше время и чрезвычайно враждебные по отношению к национальным свободам пролетарский интернационализм и финансовый интернационализм, вокруг которых заворачиваются все современные мировые события. Советские идеологи финансовый интернационализм называли космополитизмом, хотя это неверно согласно нашим представлениям.
Странам с дешевой рабочей силой необходимы свободная миграция населения планеты, низкие пошлины для товаров. Равно и странам, выпускающим для всего мира межнациональную валюту, нужны открытые границы и гарантии потребления их валюты. На те страны, которые придерживаются национальной валюты и протекционистской политики, объявляются информационные войны, устраивают в них государственные перевороты.
Вряд ли безудержная либерализация международных отношений ведет к правильному доброму миру. Ведь эта же либерализация притесняет национальные и конфессиональные свободы, которые являются основой для культуры. Люди же с утратой традиционной национальной культуры становятся агрессивными.
Самая верная глобализация - это не принуждать людей к единому миру, а предоставлять им по максимуму свободы в едином предсказуемом мире. Чем больше у людей свобод, тем меньше они задумываются об агрессии.