Существует философия обывателя, заключающаяся в том, что мир изменить нельзя, всё протекает помимо человеческой воли. Обыватели обычно погружаются в религию, увлекаются домашним бытом, озабочены своим здоровьем и вожделеют вечно наслаждаться своей спокойной жизнью. Обыватели хорошо устраиваются в обществе: имеют нетяжёлую работу с неплохой заработной платой, в своём социальном окружении не допускают к себе лиц, нарушающих их спокойствие. Обыватели являются тормозом общественного развития, так как противятся всяким изменениям, обрушиваются со звериной злобой на людей, которые дают миру новые идеи.
У общественных деятелей всё же есть надёжная социальная база для революционных преобразований. Обыватели относятся к среднему классу, кроме них есть ещё бедные и богатые, которые настроены улучшать собственную и общественную жизнь. Богатый человек обеспечен больше обывателя, но он всё же является целеустремлённой личностью, одержим много работать и претворять всё новые и новые идеи. Нужда бедного человека делает его сильным, смелым, он объективно смотрит на мир и готов его изменить.
Плохо, когда политики делают ставку или на бедных, или на богатых. Социальное развитие обретёт устойчивые формы, когда бедные и богатые совместно будут реализовывать в обществе свою волю. Надо бедным понять, что экономика эффективно развивается, ведёт к всеобщему материальному благополучию, когда капитал сосредоточен у конкретных людей. Если же в обществе средний класс велик, то капитал распылён и плохо работает. Быть бедным - в этом нет ничего плохого! Бедность позволяет иметь сильную мотивацию для деятельности, для творчества. И даже богатый человек должен чувствовать себя бедным, чтобы беспрестанно увеличивать свои богатства.
В политических катаклизмах обыватели мечутся, не знают к кому примкнуть: к бедным или богатым. Но когда бедные и богатые едины, то эти социальные приспособленцы становятся одиноки и сдают свои позиции.