Материалисты, последователи немецкого экономиста Карла Маркса, последователи американского психолога Абрахама Маслоу убеждены, что экономические отношения лежат в основе и определяют всё остальное. По их мнению, хлеб всему голова, а культура является надстройкой, следствием. Вечный вопрос о первичности бытия и сознания. Да и пусть культура зарождается после экономики, но и всё же последующее обратное влияние культуры на экономику вряд ли стоит отрицать.
Страну с высокой культурой можно назвать Японию. Там люди привычно друг перед другом кланяются, не обзывают матерными словами, а это и есть культура, основа культурных отношений. Основы уважения и межличностных отношений закладываются в эстетических представлениях произведений искусства. Однако, традиции уважения, своеобразная музыка с поэзией в Японии возникли гораздо раньше известного японского экономического чуда, небывалого в истории человечества роста инновационной экономики. Япония продемонстрировала только один труд с технической мыслью без каких-либо месторождений и природных богатств.
Когда мало культуры, то приходится регулировать социально-экономические отношения жесткими средствами государства. Но всё ли может государство, может ли оно обойтись без традиций?
Обмануть кого-то в бизнесе через махинацию чревато, за это спросят на суде, здесь государство может реализовать свои функции. А вот если бизнес развалился и лишился всего, подвел тем самым партнеров, наемные люди потеряли рабочие места, то юридически с твоей стороны не было правонарушения, государство ничего с тобой не сделает. Но в Японии человеку станет стыдно и даже с чувством позора сделает себе харакири за то, что не оправдал надежды общества.
Мудрые государства всегда понимали значение культуры и самого начала своего возникновения не жалели средств на воздвижение культовых сооружений, которые веками давали людям веру и несокрушимую силу к жизни.
Производить материальные блага на всех могла часть населения. Остальным платить "пособие по безработице" как-то было неразумно, расточительно: росли иждивенческие настроения, зрело недовольство среди работающего населения. И чтобы дух нации не расслаблялся, люди не ели даром хлеб, для этого и возводились огромные пирамиды, строились великие крепостные стены. Надо полагать, на приобретение культурных ценностей уходило даже больше сил и средств, чем на производство продуктов питания.
Но затраты на культуру - это вовсе не пустая трата средств. Эти затраты разогревали экономику, заставляли экономику интенсивнее работать, заставляли людей думать и искать смелые эффективные решения - развивались наука и техника.